Популярные материалы
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
Продвижение основ и постулатов адвокатуры в игровой форме
Спецкурсы и деловые игры часто становятся началом карьеры для студентов
Стоит отметить, что в рамках партнерской программы с НИУ «ВШЭ» г. Нижнего Новгорода, а ранее также с Приволжским филиалом ФГБОУВО РГУП он с 2010 г. разрабатывает и читает авторские спецкурсы для студентов юридических факультетов, такие как «Юридический бизнес России. Управление юридической фирмой», «Профессиональные юридические коммуникации», «Уголовные риски для бизнеса». Спецкурсы завершаются деловой игрой «Дебаты» или «Юридический стартап».
«Юридический стартап» – игра, в которой команды презентуют свои проекты юридической фирмы; определяют стратегию ее создания, развития, деятельности; объясняют, как будет осуществляться маркетинг юридической фирмы; обосновывают необходимость такой фирмы для юридического рынка, а также свои будущие доходы. После презентации студенты отвечают на вопросы жюри, в состав которого традиционно входят ведущие адвокаты и юристы Нижнего Новгорода. Они объективно, с учетом реалий российского юридического рынка, оценивают представляемые студентами проекты юридических фирм, а в финале определяют лучшие из них по категориям: «Самый клиентоориентированный», «Самый креативный», «Самый социально востребованный», а также «Гран-при» для проекта, в котором полностью сошлись и идея, и презентация.
«Дебаты» – классическая интеллектуальная игра, в которой две стороны, обычно студенты и представители юридического рынка, с противоположных позиций обсуждают заданную проблемную тему. Каждый год в качестве темы выбирается самый актуальный и неоднозначный правовой вопрос на момент проведения дебатов, например: «Национализация интернета», «Юридическое образование как единственное и достаточное условие допуска в профессию», «Отмена моратория на смертную казнь».
В рамках этих спецкурсов, помимо разъяснения практических навыков, осуществляется информационный обмен между студентами и их потенциальными работодателями, что, несомненно, полезно для всех участников. Студенты получают представление об актуальном состоянии сферы, приобретают практические навыки профессиональных коммуникаций, устанавливают первые профессиональные связи. В свою очередь руководители юридических фирм и департаментов, адвокатские образования могут транслировать свои запросы вузам, получать обратную связь о том, какие выпускники сегодня приходят на рынок труда.
Благодаря этому взаимодействию деловые игры, завершающие спецкурсы, часто становятся началом карьеры для студентов. В качестве награды за победу и участие они традиционно получают стажировки, в том числе и у известных адвокатов Нижнего Новгорода, которые являются членами жюри деловых игр.
Я также неоднократно принимал участие в деловых играх и в качестве игрока, отстаивая определенную точку зрения в «Дебатах» в противовес команде студентов, и в качестве члена жюри, оценивая работы студентов с прицелом на отбор самых активных из них для прохождения стажировки в адвокатской конторе.
Работа со студентами, – особенно со стороны адвокатского сообщества, – сейчас необходима. Раскрытие перед ними реальных аспектов юридической деятельности, с дальнейшими перспективами и возможностями, позволяет показать, что адвокатура – одна из лучших профессий, с которой стоит связать свою дальнейшую жизнь. Разъяснение нюансов деятельности юридического рынка (фактически – введение в профессию) также позволяет исключить ошибки в выборе работодателя, предотвратить трудоустройство у юристов-аферистов, разочарование от завышенных ожиданий, избавить от иллюзий того, что у юриста все, как в известных фильмах и сериалах, в том числе баснословные гонорары и почти музейные залы судебных заседаний.
Отметим, что такие спецкурсы позволяют студентам тренировать не только профессиональные, юридические, но и общечеловеческие коммуникационные навыки. Они набираются опыта в защите презентаций, в ораторском искусстве, что в перспективе делает более простым и менее нервным выступление в защиту интересов доверителя в судебном процессе.
Таким образом, подобные деловые игры способствуют продвижению основ и постулатов адвокатуры в молодых и неокрепших умах студентов, что ведет к увеличению числа помощников, стажеров, а впоследствии и самих адвокатов из их числа.
На мой взгляд, деловые игры – это один из наиболее действенных способов просвещения студентов со стороны адвокатуры, определения их профориентации, поскольку иные методы, такие как специальное приглашение или же нецелевые мастер-классы, расцениваются студентами как навязывание, что обычно не находит понимания у молодого поколения.
Важно подчеркнуть, что Палата адвокатов Нижегородской области проводит плотную и плодотворную работу со студентами. Так, в рамках возобновления системной работы Нижегородской адвокатуры с высшими учебными заведениями города и области был запущен профориентационный проект для студентов юридических вузов #будуадвокатом. Он направлен на популяризацию адвокатуры и адвокатской деятельности в регионе, развитие взаимодействия в сфере подготовки квалифицированных юридических кадров, привлечение в адвокатуру студенческой молодежи, а также формирование устойчивой заинтересованности студентов в получении адвокатской профессии по окончании учебного заведения.