Популярные материалы

Сергей Макаров
23 октября 2020 г.
Гром медиации, раздавайся!
Законопроект среди ясного неба
Репутацию адвоката нужно зарабатывать постоянно
22 октября 2020 г.
Евгений Галактионов
Репутацию адвоката нужно зарабатывать постоянно
Первого оправдательного приговора Евгений Галактионов добился, будучи стажером и участвуя в процессе по назначению
Важна защита, а не самореклама
15 октября 2020 г.
Игорь Михайлович
Важна защита, а не самореклама
Высококвалифицированные адвокаты, как и прежде, демонстрируют большие достижения
Сергей Макаров
25 сентября 2020 г.
Как адвокату сделать запрос надежным инструментом защиты
(Статья опубликована в журнале «Уголовный процесс». 2020. № 9)
Олег Бибик
21 сентября 2020 г.
Доступ адвокатов к лицам, содержащимся под стражей, затруднен
Предложения АПИО по решению этой проблемы будут направлены Уполномоченному по правам человека в РФ
Юлия Корухова
Специалист по правовым вопросам Департамента по адвокатуре ФПА РФ

Правовое просвещение школьников

7 апреля 2017 г.

О проекте «Классный юрист», в котором юристы знакомили школьников с профессией



24 марта в Федеральной палате адвокатов РФ состоялась встреча в рамках проекта «Классный юрист», который представляет собой площадку для взаимодействия профессиональных юристов, студентов юридических вузов и школьников и направлен на правовое просвещение и знакомство школьников с юридической профессией.

В ФПА собрались адвокаты и юристы из Москвы, Твери, Калуги, Санкт-Петербурга и Ростовской области, представители юридических и педагогических вузов МГУ, МГЮА, ВАВТ, МГПУ, координаторы проекта из Москвы и Санкт-Петербурга, а также все, кто откликнулся и был готов стать партнером для школьников и студентов.

Проект «Классный юрист» предлагает достаточно простой и эффективный механизм сотрудничества между школьниками и юристами и включает в себя несколько этапов.

Первый этап заключается в том, что профессиональные юристы приходят в школу, встречаются со школьниками и знакомят их со своей работой. На втором этапе юрист принимает детей уже у себя в офисе, проводит экскурсию, знакомит ребят с делом для учебного суда, подготовка и участие в котором является следующим этапом проекта.

На третьем этапе юрист проводит тренировочные занятия, в ходе которого играет роль судьи, а школьники выступают сторонами в процессе, после игрового процесса юрист комментирует работу школьников и дает им советы по подготовке к конкурсу учебных судов.

Следующим этапом проекта становится участие команды школьников сначала в Межрегиональном конкурсе учебных судов в Москве, а затем и в Общероссийском конкурсе, который с 2000 г. проводится в Санкт-Петербурге. А на заключительном этапе юристы и школьники подводят итоги работы партнерства за учебный год, обсуждая перспективы дальнейшего сотрудничества.

Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского и созданный при нем Центр правового и гражданского образования «Живое право» ведут этот проект не случайно. Институт права носит имя Принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812−1881), который был сторонником раннего (со школьной скамьи) практического и нравственного правового образования. Эти идеи и традиции, заложенные в основании созданного Принцем Императорского училища правоведения (1835−1918 ), и возрождает в своей деятельности Санкт-Петербургский институт права. Поэтому ежегодный конкурс учебных судов для школьников также носит имя Принца П.Г. Ольденбургского.

За период существования проекта самое активное участие в его работе в Санкт-Петербурге принимали такие юридические фирмы, как «Саланс», «Юринформ-центр», «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», а также представители Санкт-Петербургской ассоциации судей по делам несовершеннолетних и проблемам семьи, Василеостровского районного суда, школ № 29, 79, 147, 220, школы права Дворца творчества юных и другие. Институт сотрудничает с образовательной организацией Street Law, Inc. (Вашингтон) и Центром правового образования (Justice Resource Center, Нью-Йорк) в организации программ обмена для адвокатов, преподавателей и в проведении Международных учебных судов для школьников.

Конкурс учебных судов имени Принца П.Г. Ольденбургского для школьников 8–11 классов, который проходит ежегодно в марте–апреле, является одним из самых интересных этапов проекта.

В этом году 25 марта в Москве при поддержке Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в его здании прошел московский тур учебных судов, в котором приняли участие ребята из ряда московских школ «Сборная Москвы» и школы «Интеллектуал». Неделей раньше региональные конкурсы прошли в Санкт-Петербурге. Финальные игры с участием московских и петербургских школьников состоятся в Санкт-Петербурге 9 апреля.

Институт права организует участие и подготовку российских команд для отправки школьников на Международные конкурсы учебных судов (International Moot Court, Baltic Moot Court, European Moot Court), которые проходят в Нидерландах, Польше, России, Румынии на английском языке и моделируют слушания в Международном уголовном суде. Команды из 15 стран мира участвуют в таких мероприятиях с 2012 г. Следующие пройдут в Кампулунге (Румыния) в июне 2017 г. и в Гааге (Нидерланды) в январе 2018 г.

За более чем десятилетний период существования проект подготовил и апробировал уникальные методические материалы, содержащие рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий в рамках проекта, а также образцы учебных материалов и документов Центра правового и гражданского образования «Живое право» Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.

Практика его применения показала, что проект интересен и полезен не только адвокатам и бизнес-юристам, но и учителям, методистам и работникам сферы образования, сотрудникам и волонтерам общественных организаций, детским омбудсменам и школьным уполномоченным по правам человека – всем, кто заинтересован в распространении правового просвещения.

НОУДДПО «Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского» готов обеспечить методическую поддержку участников программы:
– предоставить план проведения мероприятий;
– предоставить учебное дело для проведения учебного суда и руководство по проведению учебного суда;
– предложить участникам дополнительные мероприятия в рамках программы школьных проектов (олимпиада, конкурс учебных судов, тренинги для школьников; тренинги тренеров и судей учебных судов для юристов);
– оказать содействие в организации визитов в юридические организации;
– проконсультировать участников по всем вопросам реализации программы;
– подготовить и выдать дипломы об участии в программе школьникам и учителям, а также специальные сертификаты «классным юристам».

Институт также готов оказать поддержку в реализации проекта коллегам-юристам из других регионов, в том числе:
1) провести пробные учебные суды со школьниками с использованием готовых материалов (провести с одной группой школьников, в одной школе);
2) организовать местный или региональный конкурс учебных судов с использованием готовых материалов;
3) договориться об участии победителей из региона в финальных играх весной 2018 г.;
4) договориться об играх со школьниками из Москвы и Санкт-Петербурга в дистанционном режиме;
5) принять участие в тренингах для тренеров и судей (в Москве, осенью 2017 г.);
6) установить с помощью Института (если необходимо) контакты со студентами-юристами и кураторами специализированной клиники правового просвещения «Живое право» в своем регионе и с учителями школ;
7) предоставить консультации по реализации проекта «Классный юрист» онлайн (посредством Skype), по электронной почте, в группе в Facebook.
Контактные лица: Аркадий Гутников (agutnikov@gmail.com) и Юлия Юркевич (Jjj21@yandex.ru).
Поделиться