Популярные материалы

Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
21 сентября 2023 г.
Сергей Романовский
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Далеко не все нормы материального права адвокату приходится применять на практике, но процесс он должен знать назубок
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
5 сентября 2023 г.
Наталья Кузнецова
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
1 сентября 2023 г.
Денисова Анна Николаевна
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
Новый Закон об адвокатуре должен был стать и, как показала история, стал основой для объединения адвокатов
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
17 августа 2023 г.
Александр Илькун
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
Проблема публикации в интернете отзывов других лиц о работе адвоката требует более углубленного изучения и проработки, вплоть до обращения за разъяснением в Комиссию по этике и стандартам ФПА РФ
Денис Лактионов
17 августа 2023 г.
Встречать защитников будут по мантии
Адвокаты АПЛО уже сделали первые заказы
Геннадий Шаров
Советник ФПА РФ

Правовое поле нуждается в «культивации»

27 апреля 2015 г.

Двойные стандарты в сфере оказания юридической помощи приобретают угрожающий характер


Шесть лет идут разговоры о недопустимости двойных стандартов и необходимости наведения порядка в сфере оказания юридической помощи. До тех пор пока не будут внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательство, будут страдать конституционные права граждан на квалифицированную юридическую помощь, буксовать судебная реформа и сохранится благодатная почва для коррупции.

В конце 2010 г. в Перечень государственных программ Российской Федерации включена программа «Юстиция» и Минюст активно приступил к ее разработке. Подпрограмма № 1 этой Госпрограммы включала вопросы урегулирования сферы юридической помощи, и в феврале 2011 г. Минюст объявил о завершении работы над Концепцией реформирования сферы оказания юридической помощи.

V Всероссийский съезд адвокатов в 2011 г. поддержал главные цели реформы, и адвокатское сообщество по мере привлечения его представителей к подготовке текста Госпрограммы «Юстиция» всячески способствовало выработке оптимальных формулировок.

4 апреля 2013 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Госпрограмма «Юстиция», которая предусматривала до декабря 2013 г. разработку Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, а до декабря 2014 г. – подготовку федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность.

Однако спустя 4 месяца распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. был утвержден план реализации Госпрограммы «Юстиция», в котором срок подготовки Концепции отодвинут на год, закона о профессиональной юридической помощи – на два года, а подготовка закона, регулирующего адвокатскую деятельность, вовсе исключена.

Еще через 8 месяцев 15 апреля 2014 г. постановлением Правительства РФ утверждена новая редакция Госпрограммы «Юстиция», в которой не оказалось целого ряда важных составляющих Госпрограммы.

Разработка Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи планировалась до декабря 2013 г., а подготовка федеральных законов, регулирующих оказание профессиональной юридической помощи и адвокатскую деятельность, – до декабря 2014 г.
«Совершенствование» текста Госпрограммы продолжается…

В декабре 2014 г. представлен доработанный проект поправок в Госпрограмму «Юстиция», которые до настоящего времени Правительством РФ не утверждены, но нет сомнений, что в скором времени будут приняты.

В этой новой редакции среди целей Госпрограммы не оказалось «повышения доверия к правосудию», исключены такие задачи, как «повышение статуса адвокатов в профессиональном юридическом сообществе, ограничение доступа на рынок для недобросовестных участников». Что касается сроков принятия Концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи, то она отодвигается еще на год – с 2014 на 2015 г., а разработка проекта закона о профессиональной юридической помощи отодвигается на два года – с 2015 на 2017 г.

В новой редакции Госпрограммы задачи программы применительно к адвокатуре сформулированы предельно лаконично: «упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи…, реформирование института адвокатуры и обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами». Основным ожидаемым результатом реализации программы названо «создание единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи». Реализация указанных задач планируется путем: «развития рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры…; повышения качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам».
И все! В проекте полностью выхолощены все указания на современное состояние рынка юридической помощи, на пути упорядочения системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирования института адвокатуры.

Госпрограмма «Юстиция» в редакции 2013 г., которая была с энтузиазмом встречена адвокатским сообществом, в последней предлагаемой редакции вызывает недоумение и может свидетельствовать об отказе от принципов, провозглашенных в редакциях Госпрограммы от 2013 и 2014 гг.

Основным целевым показателем (индикатором) Госпрограммы «Юстиция» в отношении адвокатуры является отношение количества адвокатов к населению страны. В результате проволочек в урегулировании сферы оказания квалифицированной юридической помощи этот показатель с 0,05% в 2012 г. и при плане роста к 2015 г. до 0,06% фактически снизился до 0,048%.

В отчете за 2013 г. Минюст объяснял такой плачевный результат тем, что «снизилось количество желающих приобрести статус адвоката, а также увеличилось количество адвокатов, статус которых приостановлен». Налицо результат, прямо противоположный благим целям Госпрограммы «Юстиция».

Не задалось с Госпрограммой «Юстиция», но ведь жила как-то адвокатура и до этого новомодного инструмента. Была бы политическая воля, и урегулирования сферы деятельности «вольных» юридических консультантов и представителей не пришлось бы ждать годами.

Вспоминается заявление на V Всероссийском съезде адвокатов 2011 г. «О правовом регулировании юридической деятельности, связанной с оказанием квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» с обращением к законодательным и исполнительным органам государственной власти. Адвокатское сообщество предлагало в целях противодействия коррупции в первоочередном порядке принять следующие решения на переходный период реформирования сферы оказания квалифицированной юридической помощи:
а) судебное представительство должны осуществлять, как правило, адвокаты;
б) закрыть доступ к профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи лицам без высшего юридического образования, тем, чей статус адвоката прекращен в дисциплинарном порядке, а также лицам, имеющим судимость за совершение умышленных преступлений либо уволенным по дискредитирующим основаниям с юридических должностей.

Сегодня количество адвокатов по отношению к населению страны продолжает уменьшаться, органы адвокатского самоуправления не имеют возможности эффективно организовать повышение квалификации адвокатов и соблюдение ими норм адвокатской этики, поскольку лишение нарушителей адвокатского статуса не приводит к их отлучению от профессии. Поэтому призыв адвокатского сообщества четырехлетней давности, который так и не был услышан, необходимо повторно обратить законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Без этих неотложных мер невозможны ни повышение качества и доступности гарантированной государством квалифицированной юридической помощи, ни существенный прогресс в проведении судебной реформы, ни эффективная борьба с коррупцией в правоохранительных органах.

Полный текст статьи читайте в «Новой адвокатской газете» № 8 (193) 2015.

Поделиться