Популярные материалы
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее
Как правильно построить защиту
Порядочность, бойцовский характер, идеальное знание своей отрасли права – главные для адвоката качества
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
Электронное уголовное дело должно быть построенной по сетевому принципу порталом-платформой с возможностью для работы на ней всех участников уголовного судопроизводства
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
Конкурс «Адвокатура. Шаг в профессию» направлен на то, чтобы адвокатура пополнялась молодыми квалифицированными кадрами
Право преподавать право
16 августа 2015 г.
О курсах повышения квалификации Федеральной палаты адвокатов
В качестве руководителя курсов повышения квалификации я часто езжу в регионы вместе с нашими лекторами и имею возможность сравнивать, как обстоят дела с обучением в разных палатах. Сразу могу отметить, что те палаты, которые приглашают лекторов из Москвы, делают это не для галочки, потому что мы никак не проверяем и не просим никаких отчетов после прослушанных курсов. Есть палаты, в которых адвокаты сдают экзамены для проверки подготовленности, но это даже не единичные – исключительные случаи. В тех же палатах, где мне довелось побывать, подход к учебе творческий, неформальный, что радует. Главный критерий, по которому я оцениваю, эффективно ли прошла учеба – это повторное приглашение с лекциями. Если позвали второй раз – значит, курс удался, если нет – это сигнал, что не полностью выложились, не совсем актуальная информация. Но, к счастью, все палаты, где мы были, – сразу приглашают приехать еще.
Конечно, курсы повышения квалификации идут по всей стране, каждый регион работает над своими программами. Но есть еще один фактор – личное общение. Считаю, что общение с умным человеком – эффективней любых лекций. Если ты с кем-то обсуждаешь проблемную тему и тебе рассказывают, что и как сделал профессионал, делятся азами мастерства – это очень эффективный способ обучения. Именно поэтому я люблю заказывать себе билеты с лекторами. По приезде всегда шучу, что могу себе выписать свидетельство о повышении квалификации. Потому что каждый из наших лекторов, которых я очень люблю, – специалист в своем деле. И пока мы вместе в самолете, в переездах, за обедом они рассказывают все, что появилось нового в их сфере. Я повышаю свою квалификацию и от общения с адвокатами в том регионе, в который приехала. То есть за время курсов повышения квалификации, которые мы привозим в регионы, я сама узнаю много полезного и интересного. Очень не хотелось бы, чтобы все это превращалось в зачет часов.
Однажды я была в Чикаго на программе, рассказывающей о том, как у них построено повышение квалификации. Меня смутило, что очень большая часть времени была посвящена системе проверки. В Америке адвокаты могут покупать различные курсы и программы, и задача контролирующих органов понять, смотрит ли человек программу или просто включил курс на компьютере и ушел. Для этого нужно щелкать в телефоне, кликать мышкой, писать слова в определенный промежуток времени. По-моему, это какой-то формализм. Я же хочу, чтобы была такая среда, в которой быть неумным стыдно. Создание такой среды, где быть непрофессиональным – это значит выпасть из профессии, гораздо важней, чем щелкать мышью. Можно и ребенка научить вовремя нажимать на кнопку. Роль повышения квалификации состоит в том, чтобы показывать, что профессионализм приводит к результатам. У адвоката не должно возникать ощущения: «что бы я ни делал в уголовном деле, я не смогу ничего изменить». Это профессиональная апатия. Чтобы ее избежать, мы должны показывать реальные примеры того, что мы можем что-то сделать, тогда и среда будет другая.
Лекторов, к сожалению, немного, хотя я постоянно нахожусь в поиске новых людей. Только проблема в том, что людей, способных просто поговорить обо всем и ни о чем, много, а преподавателей, которые знают больше, чем практикующие адвокаты, – единицы. Выйти в аудиторию, где 300 человек смотрят на тебя с вопросом, скажешь ли ты что-то новое или нет, – это тоже способ сдавать экзамен. Это большая ответственность, поэтому, как бы я ни хотела увеличить круг лекторов, сделать это очень сложно.
Вениамин Яковлев однажды сказал, что прежде чем стать преподавателем, он пошел в адвокаты, потому что должно быть «право преподавать право». Право преподавать адвокатам имеют только правоприменители, чтобы стать лектором наших курсов, нужно быть таким экспертом, который знает свою область гораздо глубже, чем просто профессиональный адвокат.