Популярные материалы
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
Электронное уголовное дело должно быть построенной по сетевому принципу порталом-платформой с возможностью для работы на ней всех участников уголовного судопроизводства
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
Конкурс «Адвокатура. Шаг в профессию» направлен на то, чтобы адвокатура пополнялась молодыми квалифицированными кадрами
«Хотелось бы, чтобы люди знали адвокатов как патриотов своей страны»
Адвокаты активно участвуют в оказании помощи участникам СВО и членам их семей, и эту работу необходимо расширять
Идеальная форма юридической деятельности – синтез научной и практической работы
«Хорошо, когда кто-то тебе помогает, особенно на начальном этапе, – это важно для любой профессии, а для адвокатуры, наверное, в особенности»
Поправки с подвохом
12 апреля 2019 г.
О странных метаморфозах в Государственной программе «Юстиция»
Сначала из Государственной программы «Юстиция» исчезло упоминание о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, затем в ней осталось упоминание только об адвокатах, осуществляющих защиту по назначению органов предварительного расследования и суда, а общее число адвокатов в 2026 г. по плану должно превысить 73 тысячи, хотя их в действительности уже сегодня больше 80 тысяч.
Государственная программа «Юстиция» (далее – Программа) – это какой-то бедоносный документ, реализация которого постоянно отодвигается. Еще в марте 2017 г. в очередном Постановлении Правительства из текста Программы исчезло упоминание о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция). Однако осенью того же 2017-го разработанный Минюстом России проект Концепции был опубликован и активно обсуждался, в том числе адвокатами и представителями юридического консалтинга. И потому на вымарывании этого документа из Программы не стали акцентировать внимания, ожидая, что проект скоро будет принят.
Объяснить, почему Концепция больше не упоминается в Программе, никто не удосужился. Разве что в таблице по результатам общественного обсуждения проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в Государственную программу РФ «Юстиция» на вопрос о судьбе Концепции было дано разъяснение, что проект «содержит общие положения, определяющие направления развития рынка юридических услуг в РФ», что «вопрос об установлении исключительного права адвокатуры на судебное представительство предлагается рассмотреть только при подготовке изменений и дополнений в процессуальное законодательство РФ», причем эту работу предлагается начать только после утверждения Концепции, «проект документа не является принятым нормативным правовым актом и не устанавливает каких-либо ограничений, связанных с предоставлением юридических услуг в РФ».
При этом предлагалось обратить внимание на то, что изменения, вносимые в Государственную программу «Юстиция», не предусматривают каких-либо изменений в части проекта Концепции.
Столько было сделано для того, чтобы воплотить в жизнь первоначально заложенные в Программу планы. После опубликования проекта Концепции появилась реальная надежда на осуществление задуманной реформы рынка юридической помощи. Но проект так и не стал Концепцией, хотя был с участием представителей адвокатуры доработан и отшлифован до зеркального блеска. Не следует пытаться создать совершенный документ, который бы устроил всех.
Концепция – это, по сути, «дорожная карта», которая должна писаться крупными мазками. По таким серьезным вопросам достичь консенсуса практически невозможно, нужна политическая воля.
Смещение приоритетов
В 2018 г. очередные изменения Программы показались несущественными. Однако новая редакция 2019 г. не только сдвинула сроки реализации программы на 6 лет, но в ней остается все меньше положений, касающихся адвокатуры. В ней уже не упоминается о реформе рынка, которая бы предполагала исключительное право адвокатов на судебное представительство.
В новую редакцию Программы вошла ссылка на утвержденные Дмитрием Медведевым Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г., касающиеся исключительно государственных услуг.
В результате обеспечение гарантированной государством защиты прав и свобод человека и гражданина путем предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи оказалось в Программе завязано только на адвокатов по назначению. И следовательно, только их будет, вероятно, касаться совершенствование нормативного правового регулирования института адвокатуры, в том числе «совершенствование механизмов допуска к адвокатской деятельности; создание единого стандарта качества юридических услуг; совершенствование механизма контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами, и соблюдением ими правил профессиональной этики, в том числе с помощью выработки стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и осуществление контроля их соблюдения».
Таким образом, задачи по внесению комплексных изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусмотренных Программой, редакционно связаны только с помощью, которая оказывается адвокатами по назначению.
Это или досадная ошибка в тексте Программы, утвержденной Председателем Правительства РФ, или полный отказ от реформы всего рынка юридической помощи и концентрация внимания только на урегулирование субсидируемой юридической помощи, оказываемой в соответствии с законодательством из средств государственного бюджета. В последнем случае через некоторое время вся адвокатура будет обслуживать только дела по назначению, а рынок поделят частнопрактикующие юристы и юридические фирмы, включая иностранные, деятельность которых вообще никак не регулируется.
Адвокатов пересчитали и недосчитались
Следует обратить внимание еще на одну необъяснимую позицию в Программе, точнее в Приложении № 1, где содержатся сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы РФ «Юстиция».
По сведениям, которые имеются в ФПА РФ, в настоящий момент общее число адвокатов в РФ уже превысило 80 тысяч человек. Из них почти 75 тысяч действующих адвокатов. Между тем в графе 11 таблицы (Число адвокатов в РФ) в новой версии Программы на 2019 г. значится 70 700 адвокатов, а далее приведены цифры, глядя на которые можно подумать, что авторы поправок прогнозируют какую-то неведомую убыль защитников, в связи с чем к 2026 г. в России планируется 73 250 адвокатов, то есть меньше, чем сегодня.
На фоне запланированного «вымирания» адвокатов смотрится особенно странно инициатива Минюста обязать адвокатские палаты размещать в Интернете всю свою финансовую отчетность и решения советов.