Видеолекции

Популярные материалы

Остановка работы суда – остановка государства
О приостановке деятельности судов, принятых и непринятых мерах, а также масочном режиме
Михаил Толчеев
29 мая 2020 г.
Адвокатам пытаются указать их место
О грубом нарушении профессиональных прав адвокатов в Кабардино-Балкарской Республике
Лариса Скабелина
22 мая 2020 г.
Влияние цифровизации на профессиональную коммуникацию адвоката
При общении онлайн значительно проще скрывать истинные намерения, давать ложные показания
Геннадий Шаров
19 мая 2020 г.
Безболезненно выйти из карантина
Отклик на коллективное письмо, опубликованное адвокатом Юлием Таем 12 мая
Сергей Гаврилов
19 мая 2020 г.
Жизнь в новой – цифровой – реальности
Информатизация – это как ремонт, который, начав, невозможно закончить, можно только прекратить
Геннадий Шаров
Вице-президент ФПА РФ

Поправки с подвохом

12 апреля 2019 г.

О странных метаморфозах в Государственной программе «Юстиция»



Сначала из Государственной программы «Юстиция» исчезло упоминание о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, затем в ней осталось упоминание только об адвокатах, осуществляющих защиту по назначению органов предварительного расследования и суда, а общее число адвокатов в 2026 г. по плану должно превысить 73 тысячи, хотя их в действительности уже сегодня больше 80 тысяч.

Государственная программа «Юстиция» (далее – Программа) – это какой-то бедоносный документ, реализация которого постоянно отодвигается. Еще в марте 2017 г. в очередном Постановлении Правительства из текста Программы исчезло упоминание о Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция). Однако осенью того же 2017-го разработанный Минюстом России проект Концепции был опубликован и активно обсуждался, в том числе адвокатами и представителями юридического консалтинга. И потому на вымарывании этого документа из Программы не стали акцентировать внимания, ожидая, что проект скоро будет принят.

Объяснить, почему Концепция больше не упоминается в Программе, никто не удосужился. Разве что в таблице по результатам общественного обсуждения проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в Государственную программу РФ «Юстиция» на вопрос о судьбе Концепции было дано разъяснение, что проект «содержит общие положения, определяющие направления развития рынка юридических услуг в РФ», что «вопрос об установлении исключительного права адвокатуры на судебное представительство предлагается рассмотреть только при подготовке изменений и дополнений в процессуальное законодательство РФ», причем эту работу предлагается начать только после утверждения Концепции, «проект документа не является принятым нормативным правовым актом и не устанавливает каких-либо ограничений, связанных с предоставлением юридических услуг в РФ».

При этом предлагалось обратить внимание на то, что изменения, вносимые в Государственную программу «Юстиция», не предусматривают каких-либо изменений в части проекта Концепции.

Столько было сделано для того, чтобы воплотить в жизнь первоначально заложенные в Программу планы. После опубликования проекта Концепции появилась реальная надежда на осуществление задуманной реформы рынка юридической помощи. Но проект так и не стал Концепцией, хотя был с участием представителей адвокатуры доработан и отшлифован до зеркального блеска. Не следует пытаться создать совершенный документ, который бы устроил всех.

Концепция – это, по сути, «дорожная карта», которая должна писаться крупными мазками. По таким серьезным вопросам достичь консенсуса практически невозможно, нужна политическая воля.

Смещение приоритетов

В 2018 г. очередные изменения Программы показались несущественными. Однако новая редакция 2019 г. не только сдвинула сроки реализации программы на 6 лет, но в ней остается все меньше положений, касающихся адвокатуры. В ней уже не упоминается о реформе рынка, которая бы предполагала исключительное право адвокатов на судебное представительство.

В новую редакцию Программы вошла ссылка на утвержденные Дмитрием Медведевым Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г., касающиеся исключительно государственных услуг.

В результате обеспечение гарантированной государством защиты прав и свобод человека и гражданина путем предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи оказалось в Программе завязано только на адвокатов по назначению. И следовательно, только их будет, вероятно, касаться совершенствование нормативного правового регулирования института адвокатуры, в том числе «совершенствование механизмов допуска к адвокатской деятельности; создание единого стандарта качества юридических услуг; совершенствование механизма контроля за качеством юридической помощи, оказываемой адвокатами, и соблюдением ими правил профессиональной этики, в том числе с помощью выработки стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и осуществление контроля их соблюдения».

Таким образом, задачи по внесению комплексных изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предусмотренных Программой, редакционно связаны только с помощью, которая оказывается адвокатами по назначению.

Это или досадная ошибка в тексте Программы, утвержденной Председателем Правительства РФ, или полный отказ от реформы всего рынка юридической помощи и концентрация внимания только на урегулирование субсидируемой юридической помощи, оказываемой в соответствии с законодательством из средств государственного бюджета. В последнем случае через некоторое время вся адвокатура будет обслуживать только дела по назначению, а рынок поделят частнопрактикующие юристы и юридические фирмы, включая иностранные, деятельность которых вообще никак не регулируется.

Адвокатов пересчитали и недосчитались

Следует обратить внимание еще на одну необъяснимую позицию в Программе, точнее в Приложении № 1, где содержатся сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы РФ «Юстиция».

По сведениям, которые имеются в ФПА РФ, в настоящий момент общее число адвокатов в РФ уже превысило 80 тысяч человек. Из них почти 75 тысяч действующих адвокатов. Между тем в графе 11 таблицы (Число адвокатов в РФ) в новой версии Программы на 2019 г. значится 70 700 адвокатов, а далее приведены цифры, глядя на которые можно подумать, что авторы поправок прогнозируют какую-то неведомую убыль защитников, в связи с чем к 2026 г. в России планируется 73 250 адвокатов, то есть меньше, чем сегодня.

На фоне запланированного «вымирания» адвокатов смотрится особенно странно инициатива Минюста обязать адвокатские палаты размещать в Интернете всю свою финансовую отчетность и решения советов.
Поделиться