Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты

Дискуссии

Николай Рогачев
Президент Палаты адвокатов Нижегородской области

Положения о дисциплинарной ответственности неуместны в Стандартах

13 февраля 2019 г.

О двух проектах Стандарта повышения квалификации адвокатов



Отвечая на вопрос, какой из предложенных текстов следует взять за основу, скажу так. Ни один из двух предлагаемых вариантов не может быть взят за основу. И не только потому, что увеличение нормы часов ежегодного повышения квалификации до 40 и тем более до 50 часов ежегодного обучения, на мой взгляд, неприемлемо для адвокатов, необъяснимо и необосновано, но и по целому ряду других причин. Но обо всем по порядку.

1. На мой взгляд, в тексте Стандарта не следует столь подробно обосновывать необходимость повышения квалификации. Это требование закона, необходимость его исполнения очевидна. Оба проекта отягощены перечислением доводов о необходимости выполнять требования ст. 7 Закона об адвокатуре. Эта многословность не заменяет аргументацию, по какой причине существовавшая 16 лет двадцатичасовая норма кому-то показалась недостаточной.

2. И тот и другой проекты названы практически одинаково: «Стандарт профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов» (проект № 1) и «Стандарт совершенствования знаний и повышения квалификации адвокатов» (проект № 2). Таким образом, оба проекта определили сферой своего регулирования повышение квалификации адвокатов.

Почему тогда в проекте № 1 весь первый раздел посвящен требованиям к прохождению стажировки, тогда как стажеры пока еще не адвокаты? Их обучение проходит по другим правилам. Если бы мы учили стажеров по требованиям, прописанным в проекте Стандартов, то ни один из них не был бы пригоден для адвокатской деятельности. Ведь в проекте в значительной степени повторяются вопросы из билетов, а мы стажеров, кроме знаний права, учим тактике и методике – от консультирования и составления всех видов правовых документов до представительства и защиты во всех инстанциях. Мы требуем посещения всех инстанций с выработкой ими позиции представителя и защитника. Это целая программа обучения и не надо смешивать ее со Стандартом постоянной профессиональной подготовки адвокатов.

3. Считаю неприемлемым устанавливать разные нормативы часов обучения в зависимости от стажа. Закон устанавливает требования постоянно повышать свой профессиональный уровень для всех адвокатов. Существующая сейчас норма обучения в 20 часов, максимальная для адвокатов Европы, стала за 16 пореформенных лет привычной для российской адвокатуры. Установление разных нормативов серьезно усложняет палате учет часов обучения, а по моим сведениям, этот учет и сейчас для многих палат является слабой стороной. Единственное исключение из данного правила должно быть сделано для адвокатов, получивших статус, минуя стажировку в первый год их адвокатской деятельности.

Это исключение объясняется необходимостью пройти курс обучения по программе «Введение в профессию». Стажеры проходят его в период стажировки и поэтому для них, ставших адвокатами, было бы неправильным устанавливать большее количество часов обучения в первый год адвокатской деятельности. По нашему опыту, курс «Введение в профессию», если его программа живая и актуальная, чрезвычайно важен для молодого адвоката, имевшего ранее другую профессию, так как она в первые месяцы его деятельности дает возможность проникнуться духом адвокатуры и познать тактику и методику осуществления всех видов адвокатской деятельности.

4. Предложение засчитывать годовую подписку на «Адвокатскую газету» в объеме более пяти часов (10 часов как в первом проекте или 20 – как во втором) выглядит навязыванием подписки. Я был и остаюсь принципиальным противником любых способов навязывания подписки на «Адвокатскую газету», которая в большей части и интересна, и полезна для адвокатов. Чтение ее позволяет погрузиться в актуальные уже сегодня проблемы или те, что будут таковыми завтра. Дискуссионные публикации позволяют расширить кругозор, завязать дискуссии. Кстати, процент подписчиков в Нижегородской области один из самых высоких. Нахожу разумной норму действующего Положения «О единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов», позволяющего региональным палатам засчитывать годовую подписку на периодическое адвокатское издание ФПА РФ в объеме 5 часов.

Многие адвокатские палаты имеют свои печатные издания. Мы, например, издали пилотный номер «Нижегородского адвоката» еще до учреждения палаты и раздали его всем делегатам учредительной конференции (кстати, никакой протекции, выражающейся в часах обучения, это издание не имеет). С тех пор журнал издается ежемесячно и необходимость финансирования его палатой не вызывает сомнений ни у кого из адвокатов. «Адвокатская газета», по моему мнению, также должна издаваться при софинансировании Федеральной палаты адвокатов РФ и стремиться быть интересной и полезной, а не подспорьем по набору часов обучения.

5. Во втором варианте проекта Стандарта в трех подпунктах п. 14 содержатся положения о дисциплинарной ответственности за невыполнение обязанности по повышению квалификации. На мой взгляд, они неуместны в Стандарте, потому что дисциплинарная ответственность адвоката подробно регламентирована Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката. И всем понятно, что неисполнение требований Закона об адвокатуре влечет дисциплинарную ответственность. Стандарт должен содержать в себе не угрозу, а перечень обязанностей ФПА РФ, региональных палат и адвокатов, способствующих главной цели – постоянному повышению профессионального уровня адвокатов. При этом способы достижения цели могут быть разными. И определять их в большей степени должны региональные палаты с учетом региональных особенностей, традиций обучения, финансового положения палат.

6. В п. 16 второго проекта Стандарта содержится предложение о признании утратившим силу прежнего нормативного акта. Оно не соответствует требованиям юридической техники, поскольку признание утратившим силу прежнего акта должно содержаться в решении об утверждении нового.

И последнее замечание. Оно касается предложения о периодичности подведения итогов повышения квалификации адвокатов. Неясно, чем вызвано предложение установить трехгодичный срок, тогда как и адвокаты, и региональные палаты уже привыкли к пятилетнему циклу («100 часов за пять лет») и вступили в четвертый цикл обучения. Для того чтобы изменить привычное, на мой взгляд, нужны аргументы.
Поделиться