Популярные материалы
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
Дискуссии
Плюсы и минусы нормативной базы БЮП
Действующее законодательство в части оказания БЮП существенно ограничивает права адвокатов по представлению интересов льготных категорий граждан в судах
Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами Адвокатской палаты Ленинградской области (далее – АП ЛО) на территории Ленинградской области осуществляется в рамках и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями на 28 ноября 2015 г.) (далее – Закон о БЮП) и Областным законом Ленинградской области № 29-оз от 18 апреля 2012 г. «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» (с изменениями на 17 февраля 2020 г.) (далее – Областной закон).
Законом о БЮП делегировано право субъектам РФ расширять как список категорий случаев, так и список категорий граждан, которым юридическая помощь может быть оказана бесплатно. С учетом этого с первого дня начала функционирования системы БЮП на территории области АП ЛО совместно с Комитетом по социальной защите населения области ведет активную работу по расширению списка льготных категорий с губернатором Ленинградской области, областными Правительством и Законодательным Собранием.
Начиная с 2012 г в Областной закон внесен ряд изменений, существенно расширивших как список случаев, так и список категорий граждан, которым юридическая помощь в Ленинградской области может быть оказана бесплатно.
По категориям граждан дополнительно включены:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Областным законом от 7 апреля 2006 г. № 19-оз «О прожиточном минимуме в Ленинградской области», а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
2) инвалиды III группы (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
3) граждане старше 70 лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
4) женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до трех лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи, если они обращаются за бесплатной юридической помощью: в случае отказа работодателя заключить с ними трудовой договор в нарушение гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации; по вопросам восстановления на работе, взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; по вопросам назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; по вопросам установления отцовства, взыскания алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей); по вопросам лишения родительских прав (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
5) беременные женщины, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, и иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, а также назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
6) родители (приемные родители, усыновители), имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных и (или) принятых на воспитание), в том числе совершеннолетних в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения;
7) граждане, оказавшиеся (находящиеся) в трудной жизненной ситуации (в экстренных случаях, указанных в постановлении Правительства Ленинградской области) (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);
8) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
9) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с получением мер социальной поддержки и реабилитацией;
10) граждане, признанные пострадавшими участниками долевого строительства, нуждающимися в поддержке, включенные в реестр пострадавших участников долевого строительства, нуждающихся в поддержке, на территории Ленинградской области в соответствии с областным законом от 27 декабря 2013 г. № 107-оз «О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области», если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой прав пострадавших участников долевого строительства, нуждающихся в поддержке;
11) граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, предусмотренных трудовым законодательством, а также по вопросам, связанным с предоставлением им мер социальной поддержки, иных социальных гарантий и выплат, предоставляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оказанием им государственной социальной помощи.
По категориям случаев:
1) приватизация недвижимого имущества, заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если жилое помещение или земельный участок под жилым домом находится на территории Ленинградской области, независимо от владения гражданином иным недвижимым имуществом);
2) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
Однако действующее законодательство в части оказания БЮП существенно ограничивает права адвокатов по представлению интересов льготных категорий граждан в судах, тем самым не позволяя им в полном объеме восстановить и защитить свои нарушенные права, поскольку достаточно часто, несмотря на грамотно составленное исковое заявление, граждане, не владея нормами процессуального и материального права, не могут в судебном заседании отстоять свою позицию и получают отрицательное решение своей проблемы.
С учетом этого Совет АП ЛО совместно с Комитетом по социальной защите населения ЛО готовят обращение к губернатору ЛО с предложениями о внесении изменений в Областной закон в части расширения случаев, когда адвокат имеет право представлять интересы льготных категорий граждан непосредственно в судах в рамках государственной программы по оказанию бесплатной юридической помощи.