Популярные материалы
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
«Хотелось бы, чтобы люди знали адвокатов как патриотов своей страны»
Идеальная форма юридической деятельности – синтез научной и практической работы
Нелогичные и порой смехотворные возражения
Анализ ответа ФСИН на предложения ФПА об улучшении работы следственных изоляторов
Ознакомившись с мнением
Правового управления ФСИН России по существу предложений ФПА РФ об улучшении работы СИЗО страны, считаю необходимым отметить следующее.«Отрицательный результат – тоже результат»
По существу п. 1 о внесении изменений в ст. 294 Уголовного кодекса РФ ФСИН полагает внесение изменений невозможным, поскольку «профессиональная деятельность адвокатов не направлена на реализацию целей и задач правосудия». К сожалению, очень сложно комментировать мнение сотрудников, не понимающих значение конституционного принципа состязательности сторон и роль адвокатуры в российском уголовном процессе.
Представляется, что вот именно таким отношением к адвокатуре, как к лишнему для ФСИН институту российского законодательства, проникнуты и остальные позиции возражений.
Так, по п. 2 предложений ФПА предлагаемые изменения в Федеральный закон от 15 июня 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 103-ФЗ) в виде внесения дополнений об обязательном участии адвоката в уголовном деле (независимо от категории преступления) по делам, по которым дознание, следствие обратилось в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ФСИН отвергает по той причине, что этот закон не регулирует вопросы обязательного участия адвокатов в уголовном деле.
С этим тезисом можно согласиться (хотя указанный Закон содержит 17 упоминаний слова «защитник»), однако основным предложением второго пункта предложений было дополнение ч. 1 ст. 51 «Обязательное участие защитника» УПК РФ новым п. 4.1 следующего содержания: «4.1) в отношении подозреваемого, обвиняемого дознаватель или следователь обратился в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу».
Смысл этого предложения заключался в расширении категорий лиц, по которым участие защитника обязательно, лицами, к которым избирается самая строгая меры пресечения в виде изоляции от общества.
Отсутствие возражений ФСИН в этой части позволяет предполагать, что с предложением о дополнении ст. 51 УПК РФ они согласны.
Относительно возражений ФСИН об изменении п. 4 ч. 1 ст. 17 «Права подозреваемых и обвиняемых» Закона № 103-ФЗ в следующем виде: «4) на свидание и телефонные переговоры с защитником» полагаю необходимым отметить, что главной целью Закона № 103-ФЗ (вопреки устоявшемуся мнению и практике ФСИН) является не изоляция обвиняемых от общества и обеспечение режима их содержания, а в силу требований ст. 3 этого закона реализация целей, «предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». А это значит, что нормы УПК о соблюдении права на защиту распространяются и на СИЗО.
Утверждения же о якобы невозможности проверить, с защитником или нет осуществляется телефонный разговор, с учетом сегодняшних технических условий и возможностей просто смехотворны.
Следует понимать, что ФСИН не возражает против дополнения Закона № 103-ФЗ статьей 18.2 следующего содержания: «Запрещается посещение следователями и оперативными сотрудниками лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в отсутствие защитника» и полагается в этом вопросе на мнение исполнительных органов, в компетенцию которых входят ОРД, следствие и дознание.
Что касается возражений по п. 5 предложений ФПА (в части разрешения на пронос в СИЗО технических средств) со ссылкой на то, что российское законодательство разрешает это при проходе к осужденным, а не обвиняемым, хотелось бы обратить внимание на нелогичность этих положений закона.
В данном случае лицам, уже осужденным и более пораженным в правах, предоставляется больше прав, чем лицам, еще не признанным виновными.
Что касается остальных возражений ФСИН в части оптимизации работы следственных кабинетов, то хотелось бы отметить, что эти возражения ФСИН не конкретны и не объясняются проблемами материально-технического характера.
Для реализации этих предложений не потребуется дополнительных финансовых затрат и достаточно просто желания организационно их осуществить на уже имеющейся базе.
При этом нельзя серьезно относиться к ссылке ФСИН на то, что создание кабинетов для краткосрочных свиданий будет нарушением права на защиту, поскольку сама защита этого просит и не считает это нарушением своих прав.