Популярные материалы
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Династии адвокатуры – лучший способ для того, чтобы прошлое адвокатуры нашей страны, став настоящим, продолжалось в будущем
Будущее есть у тех, кто помнит свою историю
Для того чтобы исторические вехи не исчезли, нужно их изучать, фиксировать, пропагандировать
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее
Как правильно построить защиту
Порядочность, бойцовский характер, идеальное знание своей отрасли права – главные для адвоката качества
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Дискуссии
Не надо зацикливаться на мелочах
29 ноября 2017 г.
О значении реформы юридического рынка для всех граждан России
В конце 2010 г. в Перечень государственных программ Российской Федерации была включена программа «Юстиция» и Минюст приступил к ее разработке. Подпрограмма № 1 этой Госпрограммы включала вопросы урегулирования сферы юридической помощи и предполагала, что первым шагом в этом направлении должна стать разработка Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Не прошло и семи лет, как этот долгожданный шаг сделан – проект Концепции 24 октября опубликован на сайте Минюста.
Для того чтобы оценить всю важность опубликованного проекта Концепции, необходимо вспомнить, с чего все начиналось.
Федеральной палатой адвокатов РФ были проведены несколько мероприятий (круглые столы, научно-практические конференции), посвященные Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Работа над этим вопросом началась в 2006 г., а в 2009 г. ФПА РФ подготовила и направила в Министерство юстиции РФ свой проект Концепции.
В апреле 2013 г. Правительство РФ утвердило Госпрограмму «Юстиция», предусматривающую разработку и утверждение Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи до конца 2013 г., однако сроки подготовки и принятия Концепции отодвигались трижды. И лишь в октябре 2017 г. проект появился для обсуждения.
Предложения, которые появились в Концепции, не являются случайными. Это результат тщательного анализа рынка юридических услуг, причем не только российского, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Концепции отмечено: «правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования». На сегодняшний день только к адвокатам применяются определенные требования – как для приобретения статуса, так и при оказании юридических услуг.
В Концепции далее указывается, что «отсутствие единого правового регулирования рынка приводит к тому, что адвокаты, статус которых прекращен за нарушения Кодекса профессиональной этики или неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих профессиональных обязанностей перед доверителем, могут продолжить оказывать юридические услуги низкого качества (в том числе осуществлять судебное представительство) в нерегулируемом сегменте рынка».
Приведем пример. Гражданин К., которому ННО «Адвокатская палата Кировской области» прекратила статус за дисциплинарный проступок в 2011 г., на протяжении многих лет оказывал юридическую помощь. Мало того, он не сдал удостоверение, и у нас имеется информация, что он проводил уголовные дела в соседнем регионе (Удмуртия). А ведь если это обнаружится, то приведет к отмене приговоров, так как нарушено право на защиту. И такие случаи не единичны.
В Концепции справедливо подчеркивается, что при оказании юридической помощи все должны быть в равных условиях – как в плане допуска к оказанию юридической помощи, так и в плане проверки ее качества, ведь сегодня только адвокаты несут ответственность за качество предоставленной юридической помощи вплоть до прекращения статуса адвоката.
Многие адвокаты возмущаются, что при вхождении в профессию для частнопрактикующих юристов будут применены облегченные условия. «Упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования». «Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру». Здесь, наверное, как при заключении мирового соглашения: кто-то кому-то должен уступить, иначе результат не будет достигнут.
Положительным моментом Концепции, на мой взгляд, является сохранение тех форм адвокатских образований, которые есть в действующем законодательстве об адвокатуре, и в то же время появление новых, позволяющих адвокатам заниматься в том числе и коммерческой деятельностью. Здесь, конечно, возникает много вопросов, включая налогообложение, но Концепция предусматривает оптимизацию налогового режима.
Предполагает Концепция и возможности адвоката работать по трудовому договору не только в адвокатском образовании, а также специализироваться на оказании определенных услуг. Данные положения требуют тщательной проработки, внесения изменений в ряд кодексов, законов и подзаконных актов, но они того стоят, потому что в конечном итоге это приведет к монополии адвокатуры не только при представлении интересов в судах, но и при оказании платных юридических услуг.
Реализация Концепции предусматривает три этапа:
2018 г. – разработка нормативно-правовых актов;
2019 г. – разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру;
2020–2022 гг. – третий этап, когда будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь в упрощенном порядке.
С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях должны осуществлять только адвокаты, а юридическую помощь в России на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. Мне кажется, что сроки могут быть существенно сокращены, и не потому, что это нужно нам, адвокатам. Прежде всего, это необходимо гражданам РФ, которые нуждаются в качественной юридической помощи. Сегодня на тех, кто оказывает некачественную помощь, жаловаться некому. И это нужно государству: «собирать» налоги следует со всех, а не только с адвокатов. Если у нас в адвокатских образованиях все прозрачно, то частнопрактикующие юристы никаких налогов не платят, нет наполняемости бюджета.
Поэтому я считаю, что Концепция заслуживает поддержки и не стоит зацикливаться на мелочах: со временем все будет доработано и встанет на свои места.