Популярные материалы
Благодаря медиации для адвокатов открываются новые возможности
Медиация повышает компетентность адвоката, прививая ему специальные навыки общения, обогащая его знаниями методики урегулирования конфликта
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
В жизни адвокатского сообщества любой страны могут вставать и часто встают проблемы, не имеющие какой-либо национальной или политической специфики
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
К 160-летию российской адвокатуры президент ФПА РФ Светлана Володина дала интервью «Российской газете»
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Главное – это профессионализм наших адвокатов и их желание быть полноправными членами большой адвокатской семьи Российской Федерации!
Масштабный подход региона
22 декабря 2017 г.
Об особенностях системы бесплатной юридической помощи в Челябинской области
15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ), который ознаменовал собой важный шаг в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и создал предпосылки для регионального развития программ, рассчитанных на социально незащищенные слои населения, обеспечив возможность для помощи со стороны юридического сообщества в решении многих социальных вопросов. Конечно, прошло много времени, ведь Конституция РФ принята в 1993 г., но лед тронулся, и как показывает региональный опыт, уже достигнуты положительные результаты.
На мой взгляд, важным и продуманным шагом стало делегирование возможности регулирования бесплатной юридической помощи не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, в ч. 1, 4 ст. 3 Закона № 324-ФЗ закрепляется, что «отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации… Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи».
Закон предполагает вариативность в отношении субъектов, оказывающих такую помощь. Однако соблюдение принципов системы БЮП позволяет обеспечить именно помощь адвокатов, оказывающих ее с учетом положений ст. 18 Закона № 324-ФЗ и ввиду дополнительных гарантий, установленных Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Как показывает опыт Челябинской области, и это не отрицает Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области, четкая система взаимодействия с Адвокатской палатой Челябинской области позволяет оказывать бесплатную юридическую помощь всем категориям граждан, которые имеют на это право.
В настоящее время бесплатную юридическую помощь на территории области оказывает 291 адвокат. На текущую дату адвокаты оказали помощь гражданам 5455 раз: дали 3333 устные и 553 письменные консультации; составили 1054 документа правового характера; 515 раз представляли интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах. Бесплатную юридическую помощь адвокатов в рамках государственной системы получили все категории граждан, имеющих на это право по закону. Чаще всего за помощью обращались инвалиды I–II и III групп – 470 и 306 человек соответственно. На втором месте по числу обращений малоимущие граждане – 271 человек. На третьем месте ветераны труда Челябинской области – 224 человека. Помощь получили 12 лиц, отбывающих наказание, 18 ветеранов и героев труда, 172 человека из категории детей-инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей, по одному человеку из категорий недееспособных граждан и несовершеннолетних, отбывающих наказания. Многодетным семьям помощь оказывалась 169 раз.
Чаще граждане обращались за помощью по вопросам социального обеспечения, далее в порядке убывания жилищные, семейные вопросы, вопросы трудового, земельного права и права собственности.
За 2017 г. было выделено 3 139 200 рублей, которые полностью освоены адвокатами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.
Челябинская модель системы БЮП своей эффективностью в большей степени обязана расширению перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатную помощь, в чем не последнюю роль сыграло адвокатское сообщество.
Согласно ч. 9 ст. 20 Закона № 324-ФЗ общий перечень получателей бесплатной юридической помощи может дополняться за счет граждан, которым право на получение такой помощи в рамках государственной системы БЮП предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.
Так, указанный перечень дополнялся в процессе реализации Закона Челябинской области от 22 февраля 2012 г. № 279-ЗО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области о БЮП). В ст. 7 закреплено, что право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП имеют категории граждан, указанные в п. 1–8 ч. 1 ст. 20 Федерального закона, а также инвалиды III группы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, многодетные родители, граждане, имеющие звание «Ветеран труда Челябинской области», лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Закону Челябинской области о БЮП присущи региональные особенности в части повышенных гарантий ветеранам труда нашей области и пострадавшим на ПО «Маяк», но другие указанные категории имеют общесоциальное значение и могли бы быть включены в федеральное законодательство.
Кроме того, считаю интересным наш опыт в гарантировании права на бесплатную помощь гражданам в экстренных случаях. Так, согласно ч. 2 ст. 8 Закона Челябинской области о БЮП «в экстренных случаях право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Решение об оказании бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, принимается уполномоченным органом исполнительной власти области на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации».
В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 19 сентября 2012 г. № 507-П «О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (далее – Порядок) право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и пострадавшие от пожара, стихийного бедствия или иного случая, которые возникли в результате происшествий/обстоятельств и несут угрозу жизни и здоровью.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация – это объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина ситуация (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Согласно п. 3 Порядка решение об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принимается органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, на основании письменного заявления гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, либо его законных представителей.
Важность включения данной категории граждан состоит в том, что в отличие от Закона № 324-ФЗ на региональном уровне охватываются не только чрезвычайные ситуации – имеет место более масштабный подход к определению тяжести случаев, вызывающих необходимость правовой помощи. Думаю, никто не будет спорить, что в трудной жизненной ситуации, да и еще при чрезмерно объемной и порой излишней правовой регламентации отношений в социальной сфере, граждане не смогут самостоятельно решить правовые вопросы.
Есть и другие категории граждан, которых также можно отнести к социально незащищенным и которым необходима помощь для решения значимых задач, например лица, отбывшие наказания, нуждающиеся в такой помощи в целях социальной адаптации, но пока мы к этому не пришли. Однако радует тот факт, что региональное законодательство не стоит на месте.
В настоящий момент Законодательное Собрание Челябинской области продолжает расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение помощи. В конце ноября 2017 г. был рассмотрен законопроект о расширении списка категорий лиц, на которых распространяются положения Закона Челябинской области о БЮП. Депутаты включили в этот перечень граждан, имеющих звания «Ветеран труда», «Ветеран боевых действий», а также женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. В открытых источниках подчеркивается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 г. На предстоящий год в бюджете Челябинской области заложены средства на оказание бесплатной юридической помощи в размере 1 899 000 рублей. Столько же предполагается выделить и в 2019 г.
Можно только согласиться с таким решением и пожелать другим субъектам РФ успехов в развитии системы БЮП.