Популярные материалы

Евгений Панин
12 февраля 2020 г.
Время пришло
О предложении ФПА РФ включить в Конституцию РФ положение об адвокатуре
Сергей Иванов
12 февраля 2020 г.
О конфликте интересов доверителей в адвокатской практике
Необходимо принять решения, упреждающие возможную негативную практику
Сергей Макаров
11 февраля 2020 г.
Привлечь нельзя помиловать
Где проходит тонкая грань между защитой и попустительством?
Нвер Гаспарян
11 февраля 2020 г.
Акт неконструктивизма
О реакции ФСИН на предложения ФПА РФ по улучшению работы следственных изоляторов
Борис Золотухин
10 февраля 2020 г.
Нелогичные и порой смехотворные возражения
Анализ ответа ФСИН на предложения ФПА об улучшении работы следственных изоляторов
Михаил Кириенко
Председатель Совета молодых адвокатов Челябинской области, член Квалификационной комиссии АП Челябинской области

Масштабный подход региона

22 декабря 2017 г.

Об особенностях системы бесплатной юридической помощи в Челябинской области



15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон № 324-ФЗ), который ознаменовал собой важный шаг в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и создал предпосылки для регионального развития программ, рассчитанных на социально незащищенные слои населения, обеспечив возможность для помощи со стороны юридического сообщества в решении многих социальных вопросов. Конечно, прошло много времени, ведь Конституция РФ принята в 1993 г., но лед тронулся, и как показывает региональный опыт, уже достигнуты положительные результаты.

На мой взгляд, важным и продуманным шагом стало делегирование возможности регулирования бесплатной юридической помощи не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, в ч. 1, 4 ст. 3 Закона № 324-ФЗ закрепляется, что «отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации… Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи».

Закон предполагает вариативность в отношении субъектов, оказывающих такую помощь. Однако соблюдение принципов системы БЮП позволяет обеспечить именно помощь адвокатов, оказывающих ее с учетом положений ст. 18 Закона № 324-ФЗ и ввиду дополнительных гарантий, установленных Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Как показывает опыт Челябинской области, и это не отрицает Главное управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области, четкая система взаимодействия с Адвокатской палатой Челябинской области позволяет оказывать бесплатную юридическую помощь всем категориям граждан, которые имеют на это право.

В настоящее время бесплатную юридическую помощь на территории области оказывает 291 адвокат. На текущую дату адвокаты оказали помощь гражданам 5455 раз: дали 3333 устные и 553 письменные консультации; составили 1054 документа правового характера; 515 раз представляли интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах. Бесплатную юридическую помощь адвокатов в рамках государственной системы получили все категории граждан, имеющих на это право по закону. Чаще всего за помощью обращались инвалиды I–II и III групп – 470 и 306 человек соответственно. На втором месте по числу обращений малоимущие граждане – 271 человек. На третьем месте ветераны труда Челябинской области – 224 человека. Помощь получили 12 лиц, отбывающих наказание, 18 ветеранов и героев труда, 172 человека из категории детей-инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей, по одному человеку из категорий недееспособных граждан и несовершеннолетних, отбывающих наказания. Многодетным семьям помощь оказывалась 169 раз.

Чаще граждане обращались за помощью по вопросам социального обеспечения, далее в порядке убывания жилищные, семейные вопросы, вопросы трудового, земельного права и права собственности.

За 2017 г. было выделено 3 139 200 рублей, которые полностью освоены адвокатами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

Челябинская модель системы БЮП своей эффективностью в большей степени обязана расширению перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатную помощь, в чем не последнюю роль сыграло адвокатское сообщество.

Согласно ч. 9 ст. 20 Закона № 324-ФЗ общий перечень получателей бесплатной юридической помощи может дополняться за счет граждан, которым право на получение такой помощи в рамках государственной системы БЮП предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так, указанный перечень дополнялся в процессе реализации Закона Челябинской области от 22 февраля 2012 г. № 279-ЗО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области о БЮП). В ст. 7 закреплено, что право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП имеют категории граждан, указанные в п. 1–8 ч. 1 ст. 20 Федерального закона, а также инвалиды III группы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, многодетные родители, граждане, имеющие звание «Ветеран труда Челябинской области», лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Закону Челябинской области о БЮП присущи региональные особенности в части повышенных гарантий ветеранам труда нашей области и пострадавшим на ПО «Маяк», но другие указанные категории имеют общесоциальное значение и могли бы быть включены в федеральное законодательство.

Кроме того, считаю интересным наш опыт в гарантировании права на бесплатную помощь гражданам в экстренных случаях. Так, согласно ч. 2 ст. 8 Закона Челябинской области о БЮП «в экстренных случаях право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Решение об оказании бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, принимается уполномоченным органом исполнительной власти области на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации».

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 19 сентября 2012 г. № 507-П «О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (далее – Порядок) право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП имеют граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и пострадавшие от пожара, стихийного бедствия или иного случая, которые возникли в результате происшествий/обстоятельств и несут угрозу жизни и здоровью.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация – это объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина ситуация (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Согласно п. 3 Порядка решение об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принимается органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, на основании письменного заявления гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, либо его законных представителей.

Важность включения данной категории граждан состоит в том, что в отличие от Закона № 324-ФЗ на региональном уровне охватываются не только чрезвычайные ситуации – имеет место более масштабный подход к определению тяжести случаев, вызывающих необходимость правовой помощи. Думаю, никто не будет спорить, что в трудной жизненной ситуации, да и еще при чрезмерно объемной и порой излишней правовой регламентации отношений в социальной сфере, граждане не смогут самостоятельно решить правовые вопросы.

Есть и другие категории граждан, которых также можно отнести к социально незащищенным и которым необходима помощь для решения значимых задач, например лица, отбывшие наказания, нуждающиеся в такой помощи в целях социальной адаптации, но пока мы к этому не пришли. Однако радует тот факт, что региональное законодательство не стоит на месте.

В настоящий момент Законодательное Собрание Челябинской области продолжает расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение помощи. В конце ноября 2017 г. был рассмотрен законопроект о расширении списка категорий лиц, на которых распространяются положения Закона Челябинской области о БЮП. Депутаты включили в этот перечень граждан, имеющих звания «Ветеран труда», «Ветеран боевых действий», а также женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. В открытых источниках подчеркивается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 г. На предстоящий год в бюджете Челябинской области заложены средства на оказание бесплатной юридической помощи в размере 1 899 000 рублей. Столько же предполагается выделить и в 2019 г.

Можно только согласиться с таким решением и пожелать другим субъектам РФ успехов в развитии системы БЮП.  
Поделиться