Популярные материалы

Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
20 января 2023 г.
Светлана Васильева
Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
Обращения наших доверителей в большинстве своем требуют не только юридического, но и человеческого подхода
Работаю не один, а в команде
30 декабря 2022 г.
Максим Хырхырьян
Работаю не один, а в команде
В Комиссии АП Ростовской области по защите прав адвокатов собрались единомышленники, профессиональные и эффективные
«Разъяснение – не индульгенция»
26 декабря 2022 г.
Юрий Пилипенко
«Разъяснение – не индульгенция»
Совет ФПА и КЭС перевели проблему «отказа от защиты» из сферы общего регулирования к индивидуальному применению, которое не исключает ни одной из возможных реакций органов адвокатского самоуправления
Михаил Толчеев
10 декабря 2022 г.
Прописать четкий алгоритм в этической области невозможно
Общественный консенсус представляет адвоката в виде рыцаря без страха и упрека, защищающего доверителя и действующего добросовестно
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
2 декабря 2022 г.
Александр Амелин
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
Суды республики первыми оперативно включились в работу КИС АР, показав хороший пример органам следствия и дознания
Алексей Кокин
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области

Кто будет завтра с нами в адвокатской профессии?

12 апреля 2021 г.

О конкурсе «Я – юрист», позволяющем выбрать школьников, заинтересованных в правовых знаниях


Идея создать конкурс, который пропагандировал бы юридическую профессию, помогал отобрать для нее лучших выпускников школ и колледжей и одновременно позволял бы начинать подготовку будущих юристов еще до окончания ими школы, появилась еще в 2016 г. Инициатива пришла из вузовской среды – от юридического факультета Университета «МИР», с которым на тот момент я плодотворно сотрудничал.

Примерно полгода заняло формирование организационного комитета конкурса из неравнодушных к своей профессии коллег, для которых, в том числе, было важно формирование некой единой социальной среды, где школьники, заинтересованные в будущей профессии юриста, могли воспользоваться своим шансом – прикоснуться не только к профессии, к общению с профессионалами, но и получить возможность бесплатного обучения на юридическом факультете.

Организационный комитет конкурса к первому году проведения выглядел следующим образом: ваш покорный слуга, декан юридического факультета АНО ВО Университет «МИР» Ольга Кленкина, адвокат, член Совета ПАСО, управляющий партнер Адвокатского бюро «Мирзоян, Селиванова и партнеры» Сергей Мирзоян, директор юридической фирма ООО «Октогон» Олег Никитенко, адвокат, управляющий партнер Коллегии адвокатов «Плотников и партнеры» Илья Плотников, адвокат, партнер международной юридической фирмы GRATA International Дмитрий Самигуллин, Генеральный директор группы компаний «Бизнес-Гарант» Илья Руднев. На данный момент в организационный комитет вошел адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Вячеслав Яблоков, покинул наши ряды Илья Плотников. Конкурс удачно объединил представителей самарской адвокатуры, юридического бизнеса региона, вузовского сообщества.

«Когда мы только начали обсуждение этого проекта, первое, что удивило меня тогда, – скорость, с какой юридическое сообщество отреагировало на идею. Конкурс предполагал существенные усилия – организационные, интеллектуальные, не говоря уже о финансовых затратах. Однако, понимая это, все крупные адвокатские образования, к которым я обращалась с предложением, реагировали мгновенно и положительно», – отметила член организационного комитета конкурса Ольга Кленкина.

Конкурс мгновенно вызвал большой интерес, причем не только в нашем регионе – в первый год было подано около сотни заявок (всего за четыре года в конкурсе приняли участие 380 человек, распределившись примерно поровну: как из Самары, областного центра, так и из районов области). Так, конкурс сразу же стал выполнять свою функцию социального лифта, давая возможность контакта с будущей профессией каждому участнику, независимо от места, где он родился или учится.

На старте конкурса нами было принято два стратегически организационных решения. С одной стороны, участник мог зарегистрироваться сам и получать информацию на свою электронную почту, что сразу дало входной фильтр, отсеивая неинициативных или тех, кто решил участвовать по требованию учителей. С другой стороны, организационный комитет решил выделить средства на денежные премии учителям, готовившим победителей и призеров конкурса, понимая их несомненный вклад в итоговый результат.

Конкурс проводится уже четыре года. В этом году объявлено, что он пройдет в пятый раз, что позволило выработать единый стандарт его проведения, который позволяет добиться результатов, отвечающих задачам оргкомитета.

Конкурс проводится в три этапа, которые разделяет почти полгода: заявки подаются в октябре, а финальный этап проходит в конце марта. Это позволяет отсеять тех, кто поддался порыву и не очень тверд в решении связать себя с юридической профессией, так как одной из задач конкурса является отбор школьников, которые действительно имеют перспективы в профессии, и наша задача – помочь им дополнительно на старте. Поэтому этапы выстраивались именно с целью проверить наличие такой перспективы. Как шутили члены оргкомитета, «юрист должен уметь читать, писать и говорить». Фактически, так и были разделены этапы: эссе на одну из заданных оргкомитетом тем, групповая работа по делу (выработка позиции по материалам дела и защита ее перед жюри), ораторская дуэль по системе блиц-подготовки. Баллы за каждый этап являются равными: 100 баллов за этап.

Первый этап является письменным, и уже здесь можно оценить оригинальность мышления, наличие или отсутствие системности и критичности. Эссе всегда берешь с трепетом: а как в этом году? Сначала проглатываешь все в режиме «быстрее-быстрее», потом читаешь каждое «по-гурмански», детально разбирая на «косточки». После письменного этапа отсеивается примерно 70% участников, но каждый получает от оргкомитета письмо с разбором эссе и рекомендациями по усовершенствованию своих навыков в дальнейшем.

На групповом этапе оргкомитет впервые очно знакомится с участниками, а они – друг с другом. Это первая притирка тех, кто, возможно, на долгие годы станут коллегами, а для членов жюри – возможность понять, какими же будут те, кто придут в профессию из школьников этого года.

Разумеется, самый яркий и волнующий момент – финал, в который выходят от 10 до 12 лучших участников. Они разделяются на пары, в каждой из которых один должен защитить, а другой – опровергнуть тезис, предложенный жюри.

Жюри совещается обычно довольно долго – первым призом является бесплатное обучение по программе бакалавриата на Юридическом факультете АНО ВО Университет «МИР», но и второе, и третье места важны, поскольку предполагают ценные призы: ноутбук, телефон или планшет.

Ежегодно оргкомитет конкурса выделяет денежные средства на премии учителям, подготовившим победителей и призеров.

На объявленный в этом году пятый конкурс «Я – юрист» уже идет прием заявок, которые можно подать через группу конкурса во «ВКонтакте».

Помогая молодежи сделать выбор профессии, мы сами делаем выбор тех, кто будет с нами завтра в профессии!

Поделиться