Популярные материалы

Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
6 мая 2025 г.
Сергей Заика
Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
Для того чтобы минимизировать ошибки адвокатов-защитников из-за ненадлежащего применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необходимо комплексно подходить к вопросу повышения профессионализма
«Судят реже и хуже»: присяжные стали рассматривать меньше дел
28 апреля 2025 г.
Сергей Насонов
«Судят реже и хуже»: присяжные стали рассматривать меньше дел
Статистика уголовных дел, которые рассматривают присяжные, удивила специалистов
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»
Избавимся от мошенников
15 апреля 2025 г.
Светлана Володина
Избавимся от мошенников
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина – о реформе рынка юридических услуг
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
4 апреля 2025 г.
Нвер Гаспарян
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
20 марта отметил юбилей заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Саркисович Гаспарян
Алексей Кокин
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области

Кто будет завтра с нами в адвокатской профессии?

12 апреля 2021 г.

О конкурсе «Я – юрист», позволяющем выбрать школьников, заинтересованных в правовых знаниях


Идея создать конкурс, который пропагандировал бы юридическую профессию, помогал отобрать для нее лучших выпускников школ и колледжей и одновременно позволял бы начинать подготовку будущих юристов еще до окончания ими школы, появилась еще в 2016 г. Инициатива пришла из вузовской среды – от юридического факультета Университета «МИР», с которым на тот момент я плодотворно сотрудничал.

Примерно полгода заняло формирование организационного комитета конкурса из неравнодушных к своей профессии коллег, для которых, в том числе, было важно формирование некой единой социальной среды, где школьники, заинтересованные в будущей профессии юриста, могли воспользоваться своим шансом – прикоснуться не только к профессии, к общению с профессионалами, но и получить возможность бесплатного обучения на юридическом факультете.

Организационный комитет конкурса к первому году проведения выглядел следующим образом: ваш покорный слуга, декан юридического факультета АНО ВО Университет «МИР» Ольга Кленкина, адвокат, член Совета ПАСО, управляющий партнер Адвокатского бюро «Мирзоян, Селиванова и партнеры» Сергей Мирзоян, директор юридической фирма ООО «Октогон» Олег Никитенко, адвокат, управляющий партнер Коллегии адвокатов «Плотников и партнеры» Илья Плотников, адвокат, партнер международной юридической фирмы GRATA International Дмитрий Самигуллин, Генеральный директор группы компаний «Бизнес-Гарант» Илья Руднев. На данный момент в организационный комитет вошел адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Вячеслав Яблоков, покинул наши ряды Илья Плотников. Конкурс удачно объединил представителей самарской адвокатуры, юридического бизнеса региона, вузовского сообщества.

«Когда мы только начали обсуждение этого проекта, первое, что удивило меня тогда, – скорость, с какой юридическое сообщество отреагировало на идею. Конкурс предполагал существенные усилия – организационные, интеллектуальные, не говоря уже о финансовых затратах. Однако, понимая это, все крупные адвокатские образования, к которым я обращалась с предложением, реагировали мгновенно и положительно», – отметила член организационного комитета конкурса Ольга Кленкина.

Конкурс мгновенно вызвал большой интерес, причем не только в нашем регионе – в первый год было подано около сотни заявок (всего за четыре года в конкурсе приняли участие 380 человек, распределившись примерно поровну: как из Самары, областного центра, так и из районов области). Так, конкурс сразу же стал выполнять свою функцию социального лифта, давая возможность контакта с будущей профессией каждому участнику, независимо от места, где он родился или учится.

На старте конкурса нами было принято два стратегически организационных решения. С одной стороны, участник мог зарегистрироваться сам и получать информацию на свою электронную почту, что сразу дало входной фильтр, отсеивая неинициативных или тех, кто решил участвовать по требованию учителей. С другой стороны, организационный комитет решил выделить средства на денежные премии учителям, готовившим победителей и призеров конкурса, понимая их несомненный вклад в итоговый результат.

Конкурс проводится уже четыре года. В этом году объявлено, что он пройдет в пятый раз, что позволило выработать единый стандарт его проведения, который позволяет добиться результатов, отвечающих задачам оргкомитета.

Конкурс проводится в три этапа, которые разделяет почти полгода: заявки подаются в октябре, а финальный этап проходит в конце марта. Это позволяет отсеять тех, кто поддался порыву и не очень тверд в решении связать себя с юридической профессией, так как одной из задач конкурса является отбор школьников, которые действительно имеют перспективы в профессии, и наша задача – помочь им дополнительно на старте. Поэтому этапы выстраивались именно с целью проверить наличие такой перспективы. Как шутили члены оргкомитета, «юрист должен уметь читать, писать и говорить». Фактически, так и были разделены этапы: эссе на одну из заданных оргкомитетом тем, групповая работа по делу (выработка позиции по материалам дела и защита ее перед жюри), ораторская дуэль по системе блиц-подготовки. Баллы за каждый этап являются равными: 100 баллов за этап.

Первый этап является письменным, и уже здесь можно оценить оригинальность мышления, наличие или отсутствие системности и критичности. Эссе всегда берешь с трепетом: а как в этом году? Сначала проглатываешь все в режиме «быстрее-быстрее», потом читаешь каждое «по-гурмански», детально разбирая на «косточки». После письменного этапа отсеивается примерно 70% участников, но каждый получает от оргкомитета письмо с разбором эссе и рекомендациями по усовершенствованию своих навыков в дальнейшем.

На групповом этапе оргкомитет впервые очно знакомится с участниками, а они – друг с другом. Это первая притирка тех, кто, возможно, на долгие годы станут коллегами, а для членов жюри – возможность понять, какими же будут те, кто придут в профессию из школьников этого года.

Разумеется, самый яркий и волнующий момент – финал, в который выходят от 10 до 12 лучших участников. Они разделяются на пары, в каждой из которых один должен защитить, а другой – опровергнуть тезис, предложенный жюри.

Жюри совещается обычно довольно долго – первым призом является бесплатное обучение по программе бакалавриата на Юридическом факультете АНО ВО Университет «МИР», но и второе, и третье места важны, поскольку предполагают ценные призы: ноутбук, телефон или планшет.

Ежегодно оргкомитет конкурса выделяет денежные средства на премии учителям, подготовившим победителей и призеров.

На объявленный в этом году пятый конкурс «Я – юрист» уже идет прием заявок, которые можно подать через группу конкурса во «ВКонтакте».

Помогая молодежи сделать выбор профессии, мы сами делаем выбор тех, кто будет с нами завтра в профессии!

Поделиться