Популярные материалы
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Приносят удовлетворение сложные проекты
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Главный принцип – не навредить доверителю
Подавать пример другим
Кандидат в адвокаты: новый взгляд на стажировку
Об устранении правовой коллизии, касающейся статуса стажера адвоката
Организация стажировки в адвокатуре продолжает оставаться актуальной проблемой. Нынешняя форма стажировки, по моему мнению, не дает развиваться корпорации. Стажеры – наши будущие коллеги, и от качества их подготовки зависит, с кем мы будем работать в скором времени. Одна из причин – неудачное правовое регулирование в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) вопроса прохождения стажировки.
Пять лет назад в своем мнении на сайте ФПА РФ я уже поднимал вопрос обновления организации стажировки. Данная тема также находит отражение в публикациях коллег и рекомендациях Министерства юстиции РФ, подчеркивающих необходимость пересмотра правового регулирования статуса стажеров.
Сегодня стажировка в адвокатуре регулируется через срочный трудовой договор (ч. 4 ст. 28 Закона об адвокатуре), что вызывает многочисленные правовые коллизии и организационные сложности. Текущая модель не отражает специфики адвокатской деятельности, правовое регулирование которой осуществляется на основе Закона об адвокатуре, локальных актов, а также общих норм ГК РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях», а никак не на норм трудового законодательства.
Адвокат или адвокатское образование для стажера не является работодателем в традиционном понимании, так как стажер выполняет лишь отдельные поручения под руководством адвоката-куратора, а не трудовую функцию в полном объеме. Более того, заключение трудового договора с выплатой заработной платы становится финансовым бременем, учитывая, что после окончания стажировки стажер не вступает в трудовые отношения с адвокатской палатой субъекта РФ или адвокатскими образованиями. Подобных коллизий в регулировании института стажировки множество.
Что нам говорит закон о стажировке? Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит, что стажировка – это дополнительное образование, к которому допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).
В ч. 12 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) указано о том, что дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
Статья 91 Закона об образовании гласит, что деятельность по реализации образовательных программ является образовательной деятельностью, которая подлежит лицензированию.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 утвержден Порядок осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, который устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В дополнение изложенного Верховный Суд РФ сделал вывод о том, что на проведение стажировки в организации требуется лицензия, поскольку это рассматривается в качестве образовательной деятельности.
Что нам говорит Закон об адвокатуре? В п. 4 ст. 28 этого Закона говорится, что правовое регулирование стажировки в адвокатском образовании осуществляется на основании трудового договора.
Можно сказать, что мы имеем правовую коллизию: стажировка – это часть образовательного процесса и дополнительная профессиональная программа, которая подлежит лицензированию. Стажер, идя на стажировку, должен обучаться и интегрироваться в профессию. Но оформление стажировки трудовым договором не дает в полной мере это сделать. Трудовой договор стажера с адвокатским образованием на период стажировки, с одной стороны, включает трудовую и профессиональную ответственность, но при этом исключает возможность выполнять самостоятельно профессиональные функции, а предполагает выполнять отдельные поручения адвоката (п. 4 ст. 28 Закона об адвокатуре). Так кто у нас стажер? Работник? Ученик?
Целью стажировки должна быть подготовка кадров через обучение и всестороннее введение стажера в профессию, что включает в себя получение им практического опыта, освоение теоретических знаний и профессиональных навыков под руководством опытного наставника. В частности, стажировка должна способствовать привлечению молодежи в адвокатскую корпорацию.
Справочно: согласно отчету о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов РФ за период с апреля 2021 г. по апрель 2023 г., адвокаты в возрасте до 30 лет составляют лишь 16,9% профессионального сообщества.
Барьерами при выборе адвокатуры молодежью являются такие факторы, как неуверенность молодого специалиста в своих навыках, которая связана с отсутствием практического опыта, необходимость оплаты вступительного взноса при поступлении в адвокатуру и ежемесячных адвокатских отчислений на региональном и федеральном уровнях, а также юридическая неопределенность статуса стажера. Важно отметить, что ценность привлечения молодежи в адвокатскую корпорацию заключается в отсутствии у молодого специалиста профессиональной деформации, полученной в ходе работы в других структурах, помимо адвокатуры.
Опыт других профессий показывает, что практическая подготовка перед самостоятельной работой является необходимым этапом. Например, в медицине выпускник медицинского вуза никогда не допускается к самостоятельной работе с пациентами сразу после обучения. Как правило, этому предшествует определенный период времени – ординатура, в который молодой врач должен работать под присмотром более опытных специалистов. После окончания последипломного обучения (ординатура) медику вручается сертификат специалиста. Именно этот документ является пропуском в профессиональную самостоятельную жизнь.
Вопрос организации стажировки в адвокатуре также обсуждался в рамках заседания Научно-методического совета Адвокатской палаты Ростовской области (далее – НМС АП РО). Член НМС АП РО, д.э.н. Алексей Алешин в своем докладе предложил рассмотреть стажировку как форму дополнительного профессионального образования, согласно положениям Закона об образовании. Такая модель позволит систематизировать подготовку стажеров и устранить существующие пробелы.
Для повышения эффективности подготовки будущих адвокатов предлагаются следующие подходы к ее организации.
Во-первых, создание Института наставничества и стажировки в адвокатуре при Федеральной палате адвокатов РФ и урегулирование деятельности Института локальными актами ФПА РФ. Деятельность Института будет организована в соответствии с Законом об образовании. Образовательная деятельность будет лицензирована, а сам процесс стажировки станет одной из форм дополнительного профессионального образования.
Второй подход к реформе института стажировки в адвокатуре связан с пересмотром правовой природы самого понятия стажера. Вместо понятия «стажер» предлагается использовать понятие «претендент на получение статуса адвоката» (далее – претендент), которое уже употребляется в Законе об адвокатуре.
Помимо этого, предлагается ввести разграничение между двумя категориями претендентов. Первая категория – лица, соответствующие всем требованиям ст. 9 Закона об адвокатуре, включая наличие юридического образования и необходимого стажа работы по юридической специальности.
Вторая категория – это кандидаты на получение статуса адвоката. Кандидатами предлагается считать претендентов, не имеющих достаточного стажа работы по юридической специальности, но отвечающих иным требованиям ст. 9 Закона об адвокатуре. Для этих лиц необходимо разработать программу наставничества, которая станет ключевым элементом их профессиональной подготовки. Под руководством опытного адвоката-наставника кандидат сможет освоить как теоретические, так и практические аспекты адвокатской деятельности. Содержание и формат программы наставничества будут определяться локальными нормативными актами Федеральной палаты адвокатов РФ, что позволит установить единые стандарты подготовки будущих адвокатов, которые будут учитывать специфику адвокатской деятельности.
Закрепление статуса кандидата в Законе об адвокатуре и его детальная регламентация через локальные акты ФПА РФ позволят устранить существующие правовые и организационные коллизии. В частности, кандидат не будет оформляться как работник, что исключит необходимость применения трудового законодательства.
Реализация этих изменений видится мне не только как рабочий механизм организации подготовки кандидатов на получение адвокатского статуса, но и как перспектива формирования будущего поколения высококвалифицированных адвокатов.