Популярные материалы

Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
4 октября 2024 г.
Ирина Кривоколеско
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Адвокаты всех региональных палат СФО и ДФО оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам как в рамках государственной системы, так и вне ее
Как правильно построить защиту
20 сентября 2024 г.
Сергей Колосовский
Как правильно построить защиту
Порядочность, бойцовский характер, идеальное знание своей отрасли права – главные для адвоката качества
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
6 сентября 2024 г.
Олег Баулин
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
23 августа 2024 г.
Михаил Набатов
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
Электронное уголовное дело должно быть построенной по сетевому принципу порталом-платформой с возможностью для работы на ней всех участников уголовного судопроизводства
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
5 августа 2024 г.
Олег Панасюк
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
Конкурс «Адвокатура. Шаг в профессию» направлен на то, чтобы адвокатура пополнялась молодыми квалифицированными кадрами
Александр Умнов
Президент АП Курганской области

Как корабль назовете, так корабль и поплывет

30 сентября 2024 г.

О Центре адвокатской помощи при АП Курганской области


В этом году исполнилось 15 лет с момента презентации Центра адвокатской помощи при Адвокатской палате Курганской области (далее – Центр), которая состоялась в День адвокатуры – 31 мая 2009 г. День презентации, как и название Центра, были выбраны не случайно. Производные от слова «адвокат» должны присутствовать в обозначении добрых начинаний, в которых участвуют адвокаты. Это не только одна из составляющих положительного образа адвоката. Важно это и для самих адвокатов, участвующих в работе Центра. Как корабль назовете, так корабль и поплывет.

Когда создавался наш Центр, не было еще и проекта Закона о бесплатной юридической помощи. Это не усложняло, а скорее облегчало организацию нашей работы. Ведь вся история адвокатуры неразрывно связана с оказанием бесплатной помощи. В нашем регионе так сложилось, что консультативная помощь, как правило, оказывалась адвокатом бесплатно. В далекое советское время, когда в областном центре была единственная юридическая консультация, на прием к дежурному адвокату выстраивались очереди. Дежурный принимал за день до 120 человек. На получение оплаты (один рубль) и заполнение регистрационных карточек просто не было времени. Но в день дежурства адвокат имел возможность заключить несколько соглашений с гражданами, дальнейшее разрешение вопросов которых было возможно только в судебном порядке.

Принцип «Первичный прием в Центре проводится адвокатом бесплатно» фактически закрепил сложившуюся практику и способствовал тому, чтобы граждане обращались именно к адвокатам, а не к частнопрактикующим юристам, реклама которых в интернете и на заборах делает свое дело. Ежегодно в Центр обращаются от трех до пяти тысяч граждан, что для города с трехсоттысячным населением весьма неплохо.

Одновременно с бесплатными первичными консультациями адвокаты разъясняют обратившимся гражданам, есть ли у них основания для получения  бесплатной юридической помощи в дальнейшем или же юридическая помощь может быть оказана адвокатом по соглашению. В последнем случае обратившемуся гражданину оказывается содействие в выборе адвоката, специализирующегося в той области права, к которой относится интересующий гражданина вопрос.

Важной составляющей работы Центра является и его координирующая роль. Границы бесплатного первичного приема определяет адвокат в зависимости от характера проблемы обратившегося и возможных способов ее дальнейшего разрешения. Если проблема не относится к специализации адвоката, ведущего прием, обратившемуся предлагается оставить свои контактные данные с тем, чтобы в ближайшее время с ним связался адвокат, специализирующийся в соответствующей отрасли права. Опыт показал, что для большинства граждан важна не столько бесплатная, сколько своевременная и квалифицированная юридическая помощь.

С 2016 г. в Центре начал работать телефон «горячей линии» 229-200. Любой житель региона получил возможность позвонить и получить консультацию по интересующему его правовому вопросу, при этом сэкономив время и деньги на поездку в областной центр. Это очень удобно для жителей сельской местности, особенно отдаленных районов.

В этом году поступило предложение о взаимодействии с МФЦ и организации возможности для граждан из помещений МФЦ связаться с Центром, в том числе по видеосвязи.

Если первые годы адвокатская палата проявляла инициативу в организации сотрудничества, то сейчас заинтересованность в сотрудничестве с Центром просматривается извне. Все чаще на базе Центра проводятся различные дни бесплатной юридической помощи с участием юристов из других ведомств. Участвуя в проведении подобных мероприятий и в ежемесячных выездных приемах граждан, проводимых в районах области, считаем, что важнее все-таки ежедневная работа, обеспечивающая реальный доступ граждан к получению квалифицированной юридической помощи, когда она им необходима.

Вряд ли ошибусь, утверждая, что оказание бесплатной (не субсидируемой) юридической помощи, как и координация работы с учетом специализации адвокатов, в той или иной мере осуществляются в адвокатском сообществе каждого региона России с учетом местных особенностей. Просто мы попытались придать этому организационную форму, которая в конечном итоге себя оправдала и особенно помогла в период пандемии и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожаров и недавнего масштабного наводнения).

Невидимая ранее полезная деятельность адвокатуры стала заметна как для граждан, так и для административных структур региона. Это положительно сказывается не только на образе адвокатуры, но и приносит свои дивиденды нашему сообществу в виде грантов на дальнейшее развитие Центра, выделяемых в последние годы Правительством области Адвокатской палате региона как социально ориентированной некоммерческой организации. Положительно сказалось и включение палаты в Единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что позволило сохранить нам без значительных затрат внутренний электронный документооборот палаты на базе Яндекс-почты.

Реальная работа негосударственного Центра адвокатской помощи, полагаем, способствовала тому, что в области не стоял и не стоит вопрос о создании государственного юридического бюро. Требуемые на ежегодное содержание бюро 12–15 миллионов рублей есть куда потратить в дотационном бюджете региона.

Видим, как негосударственные центры бесплатной юридической помощи создаются и в других регионах. Обмен многообразным накопленным опытом был бы полезен и тем, кто уже создал такие центры, и тем, кто намерен идти по этому пути. Для обсуждения этой проблематики, на мой взгляд, было бы полезно проведение в Федеральной палате адвокатов РФ круглого стола с участием заинтересованных лиц. Адвокатская палата Курганской области со своей стороны готова организовать видео-конференц-связь с коллегами, выразившими свое желание участвовать в подобном мероприятии, путем сообщения адреса электронной почты, на который следует направить ссылку для подключения к видеоконференции. Заинтересованным в таком обсуждении сообщаю для связи адрес моей электронной почты – 45.23@apko45.ru

Поделиться