Популярные материалы

Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»
Избавимся от мошенников
15 апреля 2025 г.
Светлана Володина
Избавимся от мошенников
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина – о реформе рынка юридических услуг
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
4 апреля 2025 г.
Нвер Гаспарян
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
20 марта отметил юбилей заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Саркисович Гаспарян
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»
Приносят удовлетворение сложные проекты
21 марта 2025 г.
Александр Аронов
Приносят удовлетворение сложные проекты
Простую задачу решит любой, а сложную – далеко не каждый
Александр Умнов
Президент АП Курганской области

Как корабль назовете, так корабль и поплывет

30 сентября 2024 г.

О Центре адвокатской помощи при АП Курганской области


В этом году исполнилось 15 лет с момента презентации Центра адвокатской помощи при Адвокатской палате Курганской области (далее – Центр), которая состоялась в День адвокатуры – 31 мая 2009 г. День презентации, как и название Центра, были выбраны не случайно. Производные от слова «адвокат» должны присутствовать в обозначении добрых начинаний, в которых участвуют адвокаты. Это не только одна из составляющих положительного образа адвоката. Важно это и для самих адвокатов, участвующих в работе Центра. Как корабль назовете, так корабль и поплывет.

Когда создавался наш Центр, не было еще и проекта Закона о бесплатной юридической помощи. Это не усложняло, а скорее облегчало организацию нашей работы. Ведь вся история адвокатуры неразрывно связана с оказанием бесплатной помощи. В нашем регионе так сложилось, что консультативная помощь, как правило, оказывалась адвокатом бесплатно. В далекое советское время, когда в областном центре была единственная юридическая консультация, на прием к дежурному адвокату выстраивались очереди. Дежурный принимал за день до 120 человек. На получение оплаты (один рубль) и заполнение регистрационных карточек просто не было времени. Но в день дежурства адвокат имел возможность заключить несколько соглашений с гражданами, дальнейшее разрешение вопросов которых было возможно только в судебном порядке.

Принцип «Первичный прием в Центре проводится адвокатом бесплатно» фактически закрепил сложившуюся практику и способствовал тому, чтобы граждане обращались именно к адвокатам, а не к частнопрактикующим юристам, реклама которых в интернете и на заборах делает свое дело. Ежегодно в Центр обращаются от трех до пяти тысяч граждан, что для города с трехсоттысячным населением весьма неплохо.

Одновременно с бесплатными первичными консультациями адвокаты разъясняют обратившимся гражданам, есть ли у них основания для получения  бесплатной юридической помощи в дальнейшем или же юридическая помощь может быть оказана адвокатом по соглашению. В последнем случае обратившемуся гражданину оказывается содействие в выборе адвоката, специализирующегося в той области права, к которой относится интересующий гражданина вопрос.

Важной составляющей работы Центра является и его координирующая роль. Границы бесплатного первичного приема определяет адвокат в зависимости от характера проблемы обратившегося и возможных способов ее дальнейшего разрешения. Если проблема не относится к специализации адвоката, ведущего прием, обратившемуся предлагается оставить свои контактные данные с тем, чтобы в ближайшее время с ним связался адвокат, специализирующийся в соответствующей отрасли права. Опыт показал, что для большинства граждан важна не столько бесплатная, сколько своевременная и квалифицированная юридическая помощь.

С 2016 г. в Центре начал работать телефон «горячей линии» 229-200. Любой житель региона получил возможность позвонить и получить консультацию по интересующему его правовому вопросу, при этом сэкономив время и деньги на поездку в областной центр. Это очень удобно для жителей сельской местности, особенно отдаленных районов.

В этом году поступило предложение о взаимодействии с МФЦ и организации возможности для граждан из помещений МФЦ связаться с Центром, в том числе по видеосвязи.

Если первые годы адвокатская палата проявляла инициативу в организации сотрудничества, то сейчас заинтересованность в сотрудничестве с Центром просматривается извне. Все чаще на базе Центра проводятся различные дни бесплатной юридической помощи с участием юристов из других ведомств. Участвуя в проведении подобных мероприятий и в ежемесячных выездных приемах граждан, проводимых в районах области, считаем, что важнее все-таки ежедневная работа, обеспечивающая реальный доступ граждан к получению квалифицированной юридической помощи, когда она им необходима.

Вряд ли ошибусь, утверждая, что оказание бесплатной (не субсидируемой) юридической помощи, как и координация работы с учетом специализации адвокатов, в той или иной мере осуществляются в адвокатском сообществе каждого региона России с учетом местных особенностей. Просто мы попытались придать этому организационную форму, которая в конечном итоге себя оправдала и особенно помогла в период пандемии и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожаров и недавнего масштабного наводнения).

Невидимая ранее полезная деятельность адвокатуры стала заметна как для граждан, так и для административных структур региона. Это положительно сказывается не только на образе адвокатуры, но и приносит свои дивиденды нашему сообществу в виде грантов на дальнейшее развитие Центра, выделяемых в последние годы Правительством области Адвокатской палате региона как социально ориентированной некоммерческой организации. Положительно сказалось и включение палаты в Единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что позволило сохранить нам без значительных затрат внутренний электронный документооборот палаты на базе Яндекс-почты.

Реальная работа негосударственного Центра адвокатской помощи, полагаем, способствовала тому, что в области не стоял и не стоит вопрос о создании государственного юридического бюро. Требуемые на ежегодное содержание бюро 12–15 миллионов рублей есть куда потратить в дотационном бюджете региона.

Видим, как негосударственные центры бесплатной юридической помощи создаются и в других регионах. Обмен многообразным накопленным опытом был бы полезен и тем, кто уже создал такие центры, и тем, кто намерен идти по этому пути. Для обсуждения этой проблематики, на мой взгляд, было бы полезно проведение в Федеральной палате адвокатов РФ круглого стола с участием заинтересованных лиц. Адвокатская палата Курганской области со своей стороны готова организовать видео-конференц-связь с коллегами, выразившими свое желание участвовать в подобном мероприятии, путем сообщения адреса электронной почты, на который следует направить ссылку для подключения к видеоконференции. Заинтересованным в таком обсуждении сообщаю для связи адрес моей электронной почты – 45.23@apko45.ru

Поделиться