Популярные материалы

«Обвинительный уклон суда является притчей во языцех»
5 июня 2025 г.
Светлана Володина
«Обвинительный уклон суда является притчей во языцех»
Президент ФПА о том, с каким проблемами до сих пор сталкивается адвокатское сообщество
Форум – это люди, идеи и их воплощение
28 мая 2025 г.
Светлана Володина
Форум – это люди, идеи и их воплощение
Адвокатская деятельность позволяет совершенствоваться в любых направлениях правоприменения
Обеспечить безусловное исполнение закона всеми участниками уголовного судопроизводства
26 мая 2025 г.
Ростислав Хмыров
Обеспечить безусловное исполнение закона всеми участниками уголовного судопроизводства
В сфере защиты прав адвокатов требуются глубокие изменения уголовно-процессуального законодательства
Светлана Володина
19 мая 2025 г.
Профессионализация судебного представительства
Обращение к участникам XIII Петербургского международного юридического форума – 2025
Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
6 мая 2025 г.
Сергей Заика
Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
Для того чтобы минимизировать ошибки адвокатов-защитников из-за ненадлежащего применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необходимо комплексно подходить к вопросу повышения профессионализма
Максим Морозов
Председатель Комиссии по информационной политике Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, председатель Государственной экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, кандидат филологических наук

Как адвокату повысить свою узнаваемость

15 мая 2025 г.

О полезных советах по привлечению внимания потенциальных доверителей, прозвучавших на встрече в рамках проекта Совета молодых адвокатов АП Санкт-Петербурга «Адвокатский завтрак»


Совет молодых адвокатов Адвокатской палаты Санкт-Петербурга регулярно проводит полезные мероприятия для коллег, в частности «Адвокатские завтраки». Встречи проходят в формате интерактивной беседы с приглашенным гостем, который делится опытом и дает практические рекомендации по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью. Один из недавних завтраков был посвящен тому, как адвокату повысить свою узнаваемость, а также эффективно работать с традиционными и новыми медиа. Меня пригласили стать спикером на этой встрече.

Очевидно, что в рамках неформальной полуторачасовой встречи невозможно исчерпывающе ответить на вопросы, которым посвящены многочисленные диссертации и профильные конференции. Я постарался акцентировать внимание на том, что мне кажется важным и актуальным, с учетом вопросов аудитории.

Во-первых, работа над повышением своей узнаваемости – это точно такая же работа, как и подготовка к встрече с доверителем или судебному заседанию. Не исключаю, что может показаться кощунственным: одно дело – выезд на следственные действия или формирование правовой позиции доверителя и совсем другое – написание блога в социальной сети или выступление перед школьниками на уроке обществознания. Понятно, что необходима разумная приоритизация. Однако, до тех пор пока работа по повышению своей узнаваемости и медиапродвижению будет восприниматься как допнагрузка на периферии рабочего графика, – ничего не получится. В качестве короткой рекомендации позаимствую название книги подзабытого советского писателя Юрия Олеши – «Ни дня без строчки».

Во-вторых, я не знаю ни одного успешного адвоката, который бы не вкладывал в узнаваемость себя или своего адвокатского образования. Возможные контрпримеры как исключения только подтверждают правило. Другими словами, грамотная и системная работа по повышению узнаваемости адвоката положительно сказывается на его благополучии.

В-третьих, важно не попасть в ловушку. Поскольку современный человек живет в постиндустриальном, информационном обществе и ежедневно «варится в медиабульоне» из различных публикаций, то у него может сложиться ложное впечатление о том, что он понимает, как устроены медиа. Это не так. Вести машину (создавать медиаконтент) и ехать на пассажирском сиденье (потреблять медиаконтент) – разные вещи. Не случайно «журналист», «специалист по рекламе и связям с общественностью», «маркетолог» – это специальности, которым обучают в вузах с последующей выдачей дипломов. Поэтому в случае отсутствия соответствующего специалиста в адвокатском образовании делегировать вопросы медиапродвижения можно профессионалам, заключив договор с коммуникационным агентством или самозанятым, который оказывает такого рода услуги.

В-четвертых, нужно попасть в телефонные базы, которыми пользуются СМИ. Как правило, в редакциях или у каждого отдельного журналиста есть список экспертов по различным темам, к которым он обращается за комментариями. СМИ заинтересованы в содержательных, коротких, ярких ответах, которые эксперт может предоставить оперативно, например в течение одного-двух часов. Попасть в такие базы СМИ можно разными способами: а) написать письмо по электронной почте в редакцию, в котором коротко обозначить себя, темы, которые вы готовы комментировать, и свои контактные данные; б) журналист найдет вас сам, если в вашем производстве резонансное дело; в) можно связаться с коммерческим отделом СМИ и обсудить возможности периодических публикаций как за деньги, так и бесплатно. Если ваши комментарии и интервью будут качественными, то велика вероятность, что журналисты других редакций, которые мониторят коллег, начнут обращаться к вам за комментариями для своих СМИ. Общее правило: не нужно стесняться попросить журналиста заранее прислать вам итоговый комментарий, который планируется опубликовать от вашего имени в контексте материала. Проверка займет всего несколько минут, но это поможет обезопасить вас от недоразумений.      

В-пятых, для повышения узнаваемости необходимо участвовать в качестве спикера в конференциях, форумах, круглых столах, семинарах и других аналогичных мероприятиях – как внутрикорпоративных, так и ориентированных на профильную аудиторию (например, форум строителей, конференция ретейлеров, семинар по изменениям в налоговом законодательстве для таксомоторных предприятий и тому подобные мероприятия). Некоторые предполагают платное участие, однако взамен адвокат в том числе получает продвижение силами организаторов: указание на сайте и в соцсетях мероприятия, в анонсе, пресс-релизе, в раздаточном материале, аудио- или видеороликах, на баннерах или пресс-воллах, в пост-релизе. К тому же на таких мероприятиях можно обменяться контактами.  

В-шестых, нужно дружить со школами, колледжами и вузами. Я уверен, что в школе (которую вы закончили или в которой учатся ваши дети или племянники) будут рады, если на урок по обществознанию или истории в старших классах придет адвокат с полезной для подростков лекцией и ответит на волнующие детей вопросы. Достаточно заранее обсудить тему с учителем или классным руководителем. Вполне вероятно, что указанный на классной доске или в презентации номер телефона адвоката однажды пригодится либо самим подросткам, либо их родителям. То же самое касается выступления адвоката в колледже. Также можно периодически отправлять в школьный родительский чат, в котором вы состоите как родитель, короткие заметки или памятки по актуальным темам (например, как защитить ребенка от травли; что делать, если ребенку подбросили наркотики; что необходимо предусмотреть при путешествии с детьми и тому подобное) с указанием своих контактов.

С вузами сложнее, однако договориться о проведении мастер-класса либо в группе, либо в кружке обычно можно. Главное здесь – актуальная тема и полезные советы практика, поэтому лучше заранее собрать вопросы от студентов и приготовить презентацию. Еще один полезный вариант взаимодействия с вузом – преподавательская работа, которая помогает адвокату совершенствовать свои навыки, расширяет базу контактов, позволяет подобрать талантливых стажеров и помощников. Обычно университеты идут навстречу преподавателям-практикам и стараются составить удобное расписание занятий, например поставить все лекции и семинары в субботу. Кроме того, штатные преподаватели как представители вуза имеют возможность участвовать в научно-практических конференциях, в том числе общероссийских и международных, а за их продвижение отвечает пресс-служба учебного заведения. 

В качестве резюме представленных в рамках «Адвокатского завтрака» советов отмечу, что мои соображения носят рекомендательный характер. Каждый из описанных инструментов может сработать либо завтра, либо, например, через год: на заключение соглашения с доверителем влияет множество факторов. Однако, чтобы увеличить такую вероятность в разы, необходимо заниматься повышением своей узнаваемости систематически, планомерно и творчески. 

Поделиться