Популярные материалы

Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
20 января 2023 г.
Светлана Васильева
Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
Обращения наших доверителей в большинстве своем требуют не только юридического, но и человеческого подхода
Работаю не один, а в команде
30 декабря 2022 г.
Максим Хырхырьян
Работаю не один, а в команде
В Комиссии АП Ростовской области по защите прав адвокатов собрались единомышленники, профессиональные и эффективные
«Разъяснение – не индульгенция»
26 декабря 2022 г.
Юрий Пилипенко
«Разъяснение – не индульгенция»
Совет ФПА и КЭС перевели проблему «отказа от защиты» из сферы общего регулирования к индивидуальному применению, которое не исключает ни одной из возможных реакций органов адвокатского самоуправления
Михаил Толчеев
10 декабря 2022 г.
Прописать четкий алгоритм в этической области невозможно
Общественный консенсус представляет адвоката в виде рыцаря без страха и упрека, защищающего доверителя и действующего добросовестно
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
2 декабря 2022 г.
Александр Амелин
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
Суды республики первыми оперативно включились в работу КИС АР, показав хороший пример органам следствия и дознания
Андрей Пелевин
Вице-президент АП Ленинградской области

Изменения в областной закон оказались «сырыми» и явно недоработанными

11 января 2023 г.

АП Ленинградской области совместно с Комитетом по социальной защите населения предпринимают попытки устранить выявленные недочеты


В июне и сентябре 2022 г. в Областной закон № 29-оз «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» (далее – областной закон) был внесен ряд изменений, касающихся расширения категорий граждан, которым такая помощь может быть оказана. В связи с этим 29 ноября 2022 г. Совет АП Ленинградской области (далее – АПЛО) внес соответствующие изменения в Порядок организации и предоставления бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области.

Благодаря поправкам право на БЮП получили две категории граждан:

1) женщины, пострадавшие от любых форм насилия, в течение трех лет с момента совершения в отношении них насильственных действий, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой их прав и законных интересов;

2) граждане, состоявшие в трудовых отношениях с российскими юридическими лицами с долей участия в уставном (складочном) капитале иностранных юридических лиц, с которыми начиная с 1 марта 2022 г. расторгнут трудовой договор в связи с сокращением или ликвидацией предприятия, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, предусмотренных трудовым законодательством.

И я лично, и Совет АПЛО всегда приветствовали расширение категорий граждан и случаев, когда БЮП может быть оказана.

Однако, к сожалению, впервые за все время подготовка проекта и внесение изменений в областной закон проходили без обсуждения и без учета мнения адвокатского сообщества Ленинградской области. Возможно, именно в связи с этим внесенные изменения в закон оказались «сырыми» и явно недоработанными.

Как известно, и федеральным, и региональным законодательством по вопросам оказания БЮП предусмотрен исчерпывающий список документов, которые гражданин должен предоставить адвокату для получения БЮП. Требовать какие-либо документы сверх этого списка адвокату запрещено.

Однако, принимая безусловно важные и нужные изменения, законодатель не предусмотрел обязанность гражданина предоставлять адвокату документы, содержащие сведения о том, являлся ли работодатель гражданина российским юридическим лицом с долей участия в уставном (складочном) капитале иностранных юридических лиц. В результате образовавшегося пробела в законодательстве возникла ситуация, что в БЮП может быть отказано гражданину, который имеет на нее право.

На сегодняшний день Советом Адвокатской палаты Ленинградской области адвокатам даны временные рекомендации просить граждан предоставлять вышеуказанные документы, и, к счастью, пока конфликтов на этой почве не возникало.

Гораздо более печальна ситуация по первой части внесенных изменений, а именно по льготам для «женщин, пострадавших от любых форм насилия». Абсолютно понятно, что эти изменения возникли из многолетних дискуссий по поводу насилия в семье. И, безусловно, включение данной категории граждан в список лиц, имеющих право на БЮП, давно назрело. Но, как я уже писал выше, изменения в закон оказались «сырыми» и явно недоработанными. К сожалению, законодатель в принятых изменениях нигде не указал, что они касаются именно насилия в семье. Более того, абсолютно непонятно, о каком насилии идет речь. Ведь действующее законодательство (различные его отрасли) говорит о 7 видах насилия – физическом, психологическом, вербальном, эмоциональном, экономическом, сексуальном и моральном. В результате этого за БЮП могут начать обращаться те люди, о которых законодатель, внося изменения в закон, даже и не думал.

Например, две женщины «с низкой социальной ответственностью», поругавшись на повышенных тонах, могут посчитать, что они подверглись вербальному и эмоциональному насилию, и обратиться к адвокату за БЮП. А мы, налогоплательщики, будем обязаны эту помощь оплачивать.

Еще одной существенной недоработкой является то, что в поправках не содержится абсолютно никаких ограничений по списку проблем, с которыми женщина имеет право обратиться к адвокату. Из буквального толкования этой статьи закона следует, что в течение трех лет с момента совершения насильственных действий БЮП должна оказываться женщине по абсолютно любым вопросам, связанным с обеспечением и защитой ее прав и законных интересов.

Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

На данный момент наша Адвокатская палата совместно с Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области инициировала внесение изменений в областное законодательство с целью устранения выявленных недочетов и очень надеется, что в самое ближайшее время они действительно будут устранены.

Поделиться