Популярные материалы

«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
10 марта 2023 г.
Светлана Володина
«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
Интервью президента ФПА РФ Светланы Володиной журналу «Закон»
Молодые адвокаты Ростовской области надеются осуществить все задуманное
3 марта 2023 г.
Екатерина Водяник
Молодые адвокаты Ростовской области надеются осуществить все задуманное
Но рассказывать о будущих проектах они предпочитают лишь после того, как те будут реализованы
Суд обязан обеспечить баланс интересов всех участников правоотношений
16 февраля 2023 г.
Дмитрий Тараборин
Суд обязан обеспечить баланс интересов всех участников правоотношений
А воздействовать на адвоката могут исключительно органы корпоративного самоуправления
С чистого листа
31 января 2023 г.
Светлана Володина
С чистого листа
В деятельности адвокатуры две составляющие – независимость и профессионализм
Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
20 января 2023 г.
Светлана Васильева
Адвокат зачастую выступает не только как профессиональный советник по правовым вопросам, но и как психолог
Обращения наших доверителей в большинстве своем требуют не только юридического, но и человеческого подхода
Анна Волкова
Председатель Совета молодых адвокатов Калужской области

«Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат

8 декабря 2020 г.

Семь вопросов о «мягких навыках» адвоката и ответы на них


В своем блоге, на тренингах, семинарах и просто в беседе с коллегами мне часто приходится рассказывать об актуальности «мягких навыков». Заинтересовавшиеся этой темой люди задают почти одни и те же вопросы. Я выделила семь основных из них о «мягких навыках» и готова представить ответы на них. Получится своего рода разговор с каждым из читателей.

1. Часто слышу про soft skills. Это что такое?

Soft skills в переводе с английского – «гибкие навыки»; иногда переводят буквально – «мягкие навыки» – это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять работу и важны для любой карьеры. Это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Каждый адвокат в рамках профессиональной деятельности общается с коллегами, доверителями, партнерами, представителями судебных органов. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить ее до других людей.

Кроме того, «гибкие навыки» помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Soft skills закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Они полезны в любых сферах и тесно связаны с эмоциональным интеллектом.

2. Раньше никаких soft skills не было – и ничего, обходились как-то… Зачем они?

Сами «гибкие навыки» были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось понятие soft skills. Исследования в данной области начались в США примерно в 1960-е гг., а в бизнес-среду этот термин вошел позже, в конце девяностых.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали еще сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что получаемые нами знания устаревают. Поэтому ценным становится не тот адвокат, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

3. Раз есть «мягкие навыки», то и «жесткие» должны быть?

Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills – «жесткие навыки». Это узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Например, для программиста – это знание языков программирования, для интернет-маркетолога – владение инструментами аналитики, для графического дизайнера – знание профессиональных программ, а для адвоката такими навыками будут – уверенное знание материального и процессуального права.

4. Что важнее для адвокатов: «мягкие» или «жесткие навыки»?

Адвокатам нужны и те и другие. Мне близок подход авторского коллектива Московской школы управления Сколково и WorldSkills Russia, которые провели исследования на тему «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире?». Они изобразили модель профессиональных компетенций в виде двухслойной матрешки. Внутри (или в основе компетенции) находятся жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, модифицирующих, усиливающих основной навык) – «мягкие навыки». «Предполагается, что “жесткий навык” – это собственно деятельность специалиста, а “мягкий” как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества».

5. Какие навыки можно отнести к «мягким»?

Продолжительное время не существовало единого перечня гибких навыков, каждая исследовательская группа выделяла свои списки и классификации. Наиболее полный перечень и категории были сформированы исследованием Всемирного экономического форума в докладе Future of Jobs Report.

В исследовании участвовали мировые работодатели различных отраслей и было выделено 35 «гибких навыков». При этом все «гибкие навыки» были разделены на три ключевых группы: способности, базовые навыки, кросс-функциональные навыки.

В этом же докладе были выделены топ-10 «мягких навыков»:

1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving);

2. Критическое мышление (Critical thinking);

3. Креативность в широком смысле (Creativity);

4. Умение управлять людьми (People management);

5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others);

6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence);

7. Умение анализировать и принимать решения (Judgment and decision-making);

8. Клиентоориентированность (Service orientation);

9. Навык вести переговоры (Negotiation);

10. Гибкость ума (Cognitive flexibility).

6. Понятно. Значит, если я опытный адвокат и давно в профессии, то soft skills мне не нужны?

Нет, все равно нужны. «Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в профессии.

Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным специалистом – не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое другое.

И прошу не забывать, что ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги в одном из своих исследований выяснили, что «гибкие навыки» – это 85% успеха человека в профессии, «жесткие» составляют только 15%. Стоит задуматься…

7. Ну хорошо, так какие же основные «мягкие навыки», по вашему мнению, нужны адвокату?

1) Понимание, как современные технологии могут улучшить оказание юридической помощи. Адвокаты будущего работали и будут работать собственными мозгами, но технологии должны им помогать.

2) Навык юридического письма должен быть дополнен принципами юридического дизайна. Юридический дизайн и соответствующий стиль мышления – это совокупность юридического и дизайнерского подходов. Дизайн-мышление позволяет упростить сложные ситуации, сделать их понятными.

3) Клиентоориентированность. Доверители хотят получать не просто квалифицированную помощь – они платят за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды. Акцент уже сегодня сместился на нужды клиента, а через пять лет, в условиях роста конкуренции, прогнозируемом на юридическом рынке, тенденция только усилится. Сохранить конкурентоспособность поможет только понимание клиентского запроса.

4) Навык коммуникации: значение коммуникации в профессиональной деятельности адвоката сложно переоценить. Адвокат – это профессия, связанная с эффективным общением. В данный навык входят: публичные выступления, переговоры, нетворкинг.

5) Психология, навыки эмоционального интеллекта (способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач). Сегодня развитый эмоциональный интеллект называют важнейшим элементом высокой квалификации специалиста. Лучший адвокат – это человек, объединяющий высокий IQ и EI.

И другие… уверена этот перечень навыков неисчерпывающий, он будет расширяться с каждым годом.

Юриспруденция меняется в ногу со временем. Адвокаты, которые выполняют рутинные задачи сами, должны передать их автоматизированным системам, освободив себя для того, что может сделать лишь человек: использовать критическое мышление, интеллект и креативность для поиска лучших решений. Каждый сам выбирает, как тратить свое время и как привнести новое в свою работу, но стоит признать, что soft skills – это компетенции будущего.

Поделиться