Популярные материалы
Грани профессионального мастерства
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
«Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат
Семь вопросов о «мягких навыках» адвоката и ответы на них
В своем блоге, на тренингах, семинарах и просто в беседе с коллегами мне часто приходится рассказывать об актуальности «мягких навыков». Заинтересовавшиеся этой темой люди задают почти одни и те же вопросы. Я выделила семь основных из них о «мягких навыках» и готова представить ответы на них. Получится своего рода разговор с каждым из читателей.
1. Часто слышу про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского – «гибкие навыки»; иногда переводят буквально – «мягкие навыки» – это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять работу и важны для любой карьеры. Это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Каждый адвокат в рамках профессиональной деятельности общается с коллегами, доверителями, партнерами, представителями судебных органов. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить ее до других людей.
Кроме того, «гибкие навыки» помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Soft skills закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Они полезны в любых сферах и тесно связаны с эмоциональным интеллектом.
2. Раньше никаких soft skills не было – и ничего, обходились как-то… Зачем они?
Сами «гибкие навыки» были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось понятие soft skills. Исследования в данной области начались в США примерно в 1960-е гг., а в бизнес-среду этот термин вошел позже, в конце девяностых.
Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали еще сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что получаемые нами знания устаревают. Поэтому ценным становится не тот адвокат, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
3. Раз есть «мягкие навыки», то и «жесткие» должны быть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills – «жесткие навыки». Это узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Например, для программиста – это знание языков программирования, для интернет-маркетолога – владение инструментами аналитики, для графического дизайнера – знание профессиональных программ, а для адвоката такими навыками будут – уверенное знание материального и процессуального права.
4. Что важнее для адвокатов: «мягкие» или «жесткие навыки»?
Адвокатам нужны и те и другие. Мне близок подход авторского коллектива Московской школы управления Сколково и WorldSkills Russia, которые провели исследования на тему «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире?». Они изобразили модель профессиональных компетенций в виде двухслойной матрешки. Внутри (или в основе компетенции) находятся жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, модифицирующих, усиливающих основной навык) – «мягкие навыки». «Предполагается, что “жесткий навык” – это собственно деятельность специалиста, а “мягкий” как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества».
5. Какие навыки можно отнести к «мягким»?
Продолжительное время не существовало единого перечня гибких навыков, каждая исследовательская группа выделяла свои списки и классификации. Наиболее полный перечень и категории были сформированы исследованием Всемирного экономического форума в докладе Future of Jobs Report.
В исследовании участвовали мировые работодатели различных отраслей и было выделено 35 «гибких навыков». При этом все «гибкие навыки» были разделены на три ключевых группы: способности, базовые навыки, кросс-функциональные навыки.
В этом же докладе были выделены топ-10 «мягких навыков»:
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving);
2. Критическое мышление (Critical thinking);
3. Креативность в широком смысле (Creativity);
4. Умение управлять людьми (People management);
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others);
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence);
7. Умение анализировать и принимать решения (Judgment and decision-making);
8. Клиентоориентированность (Service orientation);
9. Навык вести переговоры (Negotiation);
10. Гибкость ума (Cognitive flexibility).
6. Понятно. Значит, если я опытный адвокат и давно в профессии, то soft skills мне не нужны?
Нет, все равно нужны. «Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным специалистом – не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое другое.
И прошу не забывать, что ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги в одном из своих исследований выяснили, что «гибкие навыки» – это 85% успеха человека в профессии, «жесткие» составляют только 15%. Стоит задуматься…
7. Ну хорошо, так какие же основные «мягкие навыки», по вашему мнению, нужны адвокату?
1) Понимание, как современные технологии могут улучшить оказание юридической помощи. Адвокаты будущего работали и будут работать собственными мозгами, но технологии должны им помогать.
2) Навык юридического письма должен быть дополнен принципами юридического дизайна. Юридический дизайн и соответствующий стиль мышления – это совокупность юридического и дизайнерского подходов. Дизайн-мышление позволяет упростить сложные ситуации, сделать их понятными.
3) Клиентоориентированность. Доверители хотят получать не просто квалифицированную помощь – они платят за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды. Акцент уже сегодня сместился на нужды клиента, а через пять лет, в условиях роста конкуренции, прогнозируемом на юридическом рынке, тенденция только усилится. Сохранить конкурентоспособность поможет только понимание клиентского запроса.
4) Навык коммуникации: значение коммуникации в профессиональной деятельности адвоката сложно переоценить. Адвокат – это профессия, связанная с эффективным общением. В данный навык входят: публичные выступления, переговоры, нетворкинг.
5) Психология, навыки эмоционального интеллекта (способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач). Сегодня развитый эмоциональный интеллект называют важнейшим элементом высокой квалификации специалиста. Лучший адвокат – это человек, объединяющий высокий IQ и EI.
И другие… уверена этот перечень навыков неисчерпывающий, он будет расширяться с каждым годом.
Юриспруденция меняется в ногу со временем. Адвокаты, которые выполняют рутинные задачи сами, должны передать их автоматизированным системам, освободив себя для того, что может сделать лишь человек: использовать критическое мышление, интеллект и креативность для поиска лучших решений. Каждый сам выбирает, как тратить свое время и как привнести новое в свою работу, но стоит признать, что soft skills – это компетенции будущего.