Популярные материалы

Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
21 июля 2022 г.
Владимир Плигин
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
Рождающиеся правовые нормы должны быть законными и легитимными, не опираясь только на предполагаемый большой объем принуждения
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
15 июля 2022 г.
Елена Кузьмина
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
Все правоохранительные органы и суды Чувашской Республики довольны КИС АР
Борис Золотухин
13 июля 2022 г.
Оправданная жесткость
О введении наказания за пропаганду наркотиков в интернете
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
1 июля 2022 г.
Елена Леванюк
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может
Мы общими усилиями выстроили Корпорацию
16 июня 2022 г.
Евгений Семеняко
Мы общими усилиями выстроили Корпорацию
Закон об адвокатуре – потрясающая возможность для ее независимого саморазвития и саморегулирования
Анна Волкова
Председатель Совета молодых адвокатов Калужской области

«Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат

8 декабря 2020 г.

Семь вопросов о «мягких навыках» адвоката и ответы на них


В своем блоге, на тренингах, семинарах и просто в беседе с коллегами мне часто приходится рассказывать об актуальности «мягких навыков». Заинтересовавшиеся этой темой люди задают почти одни и те же вопросы. Я выделила семь основных из них о «мягких навыках» и готова представить ответы на них. Получится своего рода разговор с каждым из читателей.

1. Часто слышу про soft skills. Это что такое?

Soft skills в переводе с английского – «гибкие навыки»; иногда переводят буквально – «мягкие навыки» – это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять работу и важны для любой карьеры. Это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Каждый адвокат в рамках профессиональной деятельности общается с коллегами, доверителями, партнерами, представителями судебных органов. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить ее до других людей.

Кроме того, «гибкие навыки» помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Soft skills закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Они полезны в любых сферах и тесно связаны с эмоциональным интеллектом.

2. Раньше никаких soft skills не было – и ничего, обходились как-то… Зачем они?

Сами «гибкие навыки» были всегда, в любую эпоху. Просто раньше не использовалось понятие soft skills. Исследования в данной области начались в США примерно в 1960-е гг., а в бизнес-среду этот термин вошел позже, в конце девяностых.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали еще сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что получаемые нами знания устаревают. Поэтому ценным становится не тот адвокат, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

3. Раз есть «мягкие навыки», то и «жесткие» должны быть?

Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills – «жесткие навыки». Это узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Например, для программиста – это знание языков программирования, для интернет-маркетолога – владение инструментами аналитики, для графического дизайнера – знание профессиональных программ, а для адвоката такими навыками будут – уверенное знание материального и процессуального права.

4. Что важнее для адвокатов: «мягкие» или «жесткие навыки»?

Адвокатам нужны и те и другие. Мне близок подход авторского коллектива Московской школы управления Сколково и WorldSkills Russia, которые провели исследования на тему «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире?». Они изобразили модель профессиональных компетенций в виде двухслойной матрешки. Внутри (или в основе компетенции) находятся жесткие навыки, а снаружи (в качестве дополняющих, модифицирующих, усиливающих основной навык) – «мягкие навыки». «Предполагается, что “жесткий навык” – это собственно деятельность специалиста, а “мягкий” как бы обрамляет эту деятельность, придает ей дополнительные качества».

5. Какие навыки можно отнести к «мягким»?

Продолжительное время не существовало единого перечня гибких навыков, каждая исследовательская группа выделяла свои списки и классификации. Наиболее полный перечень и категории были сформированы исследованием Всемирного экономического форума в докладе Future of Jobs Report.

В исследовании участвовали мировые работодатели различных отраслей и было выделено 35 «гибких навыков». При этом все «гибкие навыки» были разделены на три ключевых группы: способности, базовые навыки, кросс-функциональные навыки.

В этом же докладе были выделены топ-10 «мягких навыков»:

1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving);

2. Критическое мышление (Critical thinking);

3. Креативность в широком смысле (Creativity);

4. Умение управлять людьми (People management);

5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others);

6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence);

7. Умение анализировать и принимать решения (Judgment and decision-making);

8. Клиентоориентированность (Service orientation);

9. Навык вести переговоры (Negotiation);

10. Гибкость ума (Cognitive flexibility).

6. Понятно. Значит, если я опытный адвокат и давно в профессии, то soft skills мне не нужны?

Нет, все равно нужны. «Гибкими навыками» должен обладать любой адвокат, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в профессии.

Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным специалистом – не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое другое.

И прошу не забывать, что ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги в одном из своих исследований выяснили, что «гибкие навыки» – это 85% успеха человека в профессии, «жесткие» составляют только 15%. Стоит задуматься…

7. Ну хорошо, так какие же основные «мягкие навыки», по вашему мнению, нужны адвокату?

1) Понимание, как современные технологии могут улучшить оказание юридической помощи. Адвокаты будущего работали и будут работать собственными мозгами, но технологии должны им помогать.

2) Навык юридического письма должен быть дополнен принципами юридического дизайна. Юридический дизайн и соответствующий стиль мышления – это совокупность юридического и дизайнерского подходов. Дизайн-мышление позволяет упростить сложные ситуации, сделать их понятными.

3) Клиентоориентированность. Доверители хотят получать не просто квалифицированную помощь – они платят за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды. Акцент уже сегодня сместился на нужды клиента, а через пять лет, в условиях роста конкуренции, прогнозируемом на юридическом рынке, тенденция только усилится. Сохранить конкурентоспособность поможет только понимание клиентского запроса.

4) Навык коммуникации: значение коммуникации в профессиональной деятельности адвоката сложно переоценить. Адвокат – это профессия, связанная с эффективным общением. В данный навык входят: публичные выступления, переговоры, нетворкинг.

5) Психология, навыки эмоционального интеллекта (способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач). Сегодня развитый эмоциональный интеллект называют важнейшим элементом высокой квалификации специалиста. Лучший адвокат – это человек, объединяющий высокий IQ и EI.

И другие… уверена этот перечень навыков неисчерпывающий, он будет расширяться с каждым годом.

Юриспруденция меняется в ногу со временем. Адвокаты, которые выполняют рутинные задачи сами, должны передать их автоматизированным системам, освободив себя для того, что может сделать лишь человек: использовать критическое мышление, интеллект и креативность для поиска лучших решений. Каждый сам выбирает, как тратить свое время и как привнести новое в свою работу, но стоит признать, что soft skills – это компетенции будущего.

Поделиться