Популярные материалы
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Как правильно построить защиту
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
Федор Плевако – «обыкновенный гений»
О мероприятии, посвященном великому российскому адвокату, которое прошло в рамках проекта Комиссии по молодежной политике АП Новосибирской области «Культурные встречи»
Года полтора назад неформальная встреча коллектива Совета молодых адвокатов (ныне – Комиссия по молодежной политике АП Новосибирской области) вдохновила ее участников на чтение стихов. Безумно любя поэзию, я читала стихи тайком, стесняясь декламировать публично из боязни выглядеть глупо, ведь нынче читать стихи не модно, казалось мне, – «лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян» – сказал любимый поэт А.С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин»).
Было отрадно, что моя любовь к поэзии нашла отклик у коллег. Тогда же к нам пришло взаимное осознание потребности общения с коллегами за пределами рабочих, профессиональных вопросов.
В прошлом году мы провели пробный поэтический вечер, который не был даже анонсирован. С неравнодушными к поэзии коллегами мы декламировали любимые стихи, пили чай, обосновывая репертуарный выбор, делились волнениями, нашептанными поэтическими строками. Встреча получилась очень теплой, душевной, дружеской.
Тогда же мы приняли решение продолжать подобные мероприятия, обобщив их формат как «культурные встречи».
Тема «культурной встречи» этого года не подвергалась сомнению в преддверии выхода в свет фильма о знаменитом российском адвокате Федоре Плевако с Сергеем Безруковым в главной роли. От режиссеров, продюсеров фильма можно слышать, что одна из задач фильма – показать Плевако образчиком для современного адвоката.
Лично у меня сразу закрались определенные сомнения на этот счет. Чтобы их развеять или укрепить, заранее сформировать свое мнение относительно правдоподобности героя грядущей исторической премьеры, необходимо было изучить вопрос изнутри, основываясь на первоисточниках.
Апрель был определен для встречи также неспроста. 25 апреля по новому григорианскому летоисчислению – день рождения Федора Плевако, родившегося в 1842 г. В преддверии этого дня за заслуги в области адвокатуры вручаются высшие адвокатские награды им. Ф.Н. Плевако, а мы задумали коллективно отметить день рождения Московского Златоуста, почтив его память.
Камерный формат мероприятия вместился в уютном зале ресторана с вдохновляющим видом на просторы Оби.
Встреча наша не представляла собой спонтанную импровизацию, все было спланировано и проходило по сценарию.
Готовясь к мероприятию, я обратилась к ряду литературных источников, видеоразборов, документальных фильмов, аудиовоспроизведениям судебных речей.
Для меня было важным поведать аудитории такие факты из жизни Плевако, которые бы позволили слушателям сформировать свое субъективное представление о личности героя нашей встречи, его становлении и развитии.
Плевако не писал мемуаров и, по-видимому, не вел дневников. Ценнейшей находкой для меня стал очерк Анатолия Федоровича Кони, где он в великолепной художественной форме сравнивает образы двух московских адвокатов: князя Урусова и Плевако.
Кони дает нам яркий портрет Плевако: «Угловатое лицо калмыцкого типа с широко расставленными глазами, с непослушными прядями длинных темных волос могло бы назваться безобразным, если бы его не освещала внутренняя красота, сквозившая то в общем одушевленном выражении, то в доброй, львиной улыбке, то в огне и блеске говорящих глаз. Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришепетывающий голос шел, казалось, вразрез с его призванием оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе».
Очевидно, что главный актер нового фильма о Московском Златоусте внешне совсем не похож на своего героя. Надежда остается на «пришепетывающий голос» и подражание образу и манерам поведения, ведь сила речи Плевако была не столько в содержании, сколько в ее подаче.
«Дыхание» речей Плевако невозможно описать лучше Кони: «Стремление указать внутренний смысл того или иного явления или житейского положения заставляло Плевако брать краски из существующих поэтических образов или картин или рисовать их самому с тонким художественным чутьем и, одушевляясь ими, доходить до своеобразного лиризма, производившего не только сильное, но иногда неотразимое впечатление».
В первой части нашего чаепития вниманию аудитории был представлен короткометражный документальный фильм, который позволил погрузиться в эпоху и познакомиться с героем в пределах общераспространенной информации.
После просмотра фильма я поделилась со слушателями интересными и не сказанными в фильме моментами: происхождение фамилии и правильность ее произношения; первые выступления; первый проигрыш и первый гонорар; нюансы личной жизни; источник благосостояния; предпринимательская деятельность присяжного поверенного.
В заключительной части мероприятия аудитории было предложено лично почитать выдержки из речей Плевако, напечатанных прописными буквами на серой «устаревшей» бумаге, скрученной в трубочку и перевязанной красной тесьмой, что создало особую атмосферу.
Я в качестве ведущего мероприятия прокомментировала каждое дело, по которому декламировалась речь.
Безусловно, без предварительной подготовки, импровизируя, нам тяжело читать судебные речи Плевако: язык для нас уже немного устаревший, со сложными оборотами, многогранными «толстовскими» образами «героев», психологическими портретами под стать анализу Достоевского.
Тяжело, но очень интересно, полезно и познавательно.
Речи Плевако являются, на мой взгляд, бесценным историческим материалом, поскольку «в них отразился век и современный человек». Ты «читаешь эпоху» социальных связей, чувств, переживаний, взаимоотношений, узнаешь из первоисточника об уровне предварительного расследования и судопроизводства, достигнутом в результате первой судебной реформы в России.
Поражает высота уровня не только следствия, ораторского мастерства участников состязательного процесса, но и медицинских, психиатрических, почерковедческих экспертиз.
Чего только стоит анализ Плевако почерковедческих экспертиз по делу игуменьи Митрофаньи!
Изучив тексты выступлений Плевако, на секунду представив, что в минуты часовых декламаций «он был похож на тех русских сектантов мистических вероучений, которые во время своих радений вдруг приходят в экстаз и объясняют это тем, что на них «дух накатил», понимаешь, почему Московский Златоуст собирал огромные аудитории слушателей, почему присяжные заседатели выносили оправдательные приговоры даже, казалось бы, по делам хладнокровных убийц.
Прочитав, прослушав судебные речи Плевако, я для себя открыла существование нового вида литературного произведения: «судебная речь».
Судебные речи Плевако воспринимаются как детективный роман, ценой которого являются реальные человеческие жизни и судьбы.
Его подзащитный и друг Савва Мамонтов точно отметил: «Да ваша речь лучше всякого романа, в ней же живые действующие лица с их пороками, ошибками».
Мы мало знали о Плевако до нашей «культурной встречи».
Наше маленькое неформальное мероприятие позволило не только ближе познакомиться с Плевако и его эпохой, но и узнать друг друга. Мы так редко общаемся офлайн, что каждая такая встреча представляется огромной ценностью.
Цицерон, Кони, Урусов… Сколько еще нам предстоит узнать…