Популярные материалы

Чему не учат в вузах
22 июля 2021 г.
Максим Семеняко
Чему не учат в вузах
Санкт-Петербургский институт адвокатуры специализируется на прикладной тематике
Мошенники с «громкими» именами
Вымогая деньги у граждан, злоумышленники все чаще представляются сотрудниками известных юридических компаний
Сергей Краузе
5 июля 2021 г.
Адвокат должен работать спокойно, не «наступая на грабли»
О тренинге по защите профессиональных прав адвокатов
Живое общение ничем не заменишь!
2 июля 2021 г.
Светлана Володина
Живое общение ничем не заменишь!
Адвокат должен знать не только судебную практику, но и жизнь, а для этого ему необходимы широкий кругозор и быстрая реакция
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
17 июня 2021 г.
Юрий Пилипенко
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ответил на вопросы «АГ» о современном состоянии российской адвокатуры и ее перспективах
Михаил Александров
Партнер Адвокатского бюро «А2», основатель проекта A2Time.RU

Еще два слова про Soft skills и том, как их освоить

18 декабря 2020 г.

Отклик на публикацию Анны Волковой «”Гибкими навыками” должен обладать любой адвокат»


Не так давно в разделе «Мнения» вышла прекрасная заметка Анны Волковой о «мягких навыках» для адвокатов. Соглашусь с каждым тезисом автора. Полагаю, что любому успешному адвокату очевидно, что пресловутых hardskills в виде знания закона и последнего пленума ВС уже давно недостаточно для создания успешной практики.

Собственно юридические знания, безусловно, представляют и будут представлять собой ту «базу», без которой невозможно в принципе участие в профессии. Softskills призваны помочь успешно развить и реализовать их.

При этом очень важно не увлечься только лишь надстройкой, забыв про базис. Нередко молодые специалисты показывают отличное владение как раз неюридическими навыками, обнаруживая пробелы в правовых знаниях. Важно понимать, что при желании заниматься адвокатской практикой одно невозможно без другого.

Автор упоминает автоматизацию. Как представляется, это именно то, что позволит разгрузить адвокатов от рутины и помочь организовать свою деятельность таким образом, чтобы оставить время на обучение столь необходимым дополнительным softskills.

К большому сожалению, адвокатов нигде не учат тому, как вести и развивать практику, оценивать услуги для доверителей, автоматизировать и учитывать собственную деятельность, продвигать личный бренд или развивать сеть контактов (да, тот самый «нетворкинг»). Предполагается, что до всего этого адвокат должен «дойти» сам. Безусловно, в настоящее время существует множество различных дополнительных образовательных курсов, но им не всегда хватает стройного системного подхода и адаптации именно под практику адвокатуры. Между тем в других отраслях, в первую очередь в бизнес-образовании, изучение softskills и приобретение соответствующих навыков давно уже включены в основы образовательных программ.

Отдельный вопрос – а как же выбрать, с чего именно начать освоение softskills? Какому направлению отдать приоритет? Стоит ли «прокачивать» навыки юридической техники, которую стали именовать legaldesign? Мой опыт показывает, что иногда новое – хорошо забытое старое. И, например, тексты нотариусов, выверенные годами практики, зачастую представляют собой отличный пример краткого и внятного изложения всех нужных условий. Или же надо сосредоточиться на понимании бизнеса? Или стоит смотреть в сторону управления проектами и идти осваивать legaloperations?

Разумеется, здесь нет универсального рецепта. Мое субъективное наблюдение – стоит начать с тайм-менеджмента. Я знаю очень немногих людей, которые эффективно управляют собственным временем и нагрузкой. А ведь, по сути, для адвоката 1440 минут, которые есть у каждого из нас ежедневно, и представляют собой главный и, самое важное, невосполняемый ресурс. А там уже и понятнее станет, как именно его распределить так, чтобы нашлось время и желание для обучения различным навыкам – от психологии и клиентоориентированности до понимания современных информационных технологий.

Пожалуй, второй по значимости вопрос после времени, которое необходимо для любого само- и просто образования – о том, где именно учиться. Важно не «утонуть» в изобилии доступных опций, среди которых – варианты от чтения самостоятельно подобранных материалов до прохождения специализированных курсов. Надо сказать, что бум интернет-образования, в том числе подстегнутый пандемией, дает все больше и больше вариантов ответа на него. Можно воспользоваться обучающими видео на YouTube, в том числе подписавшись на канал адвокатской палаты. Можно успешно искать и осваивать навыки на крупных образовательных площадках, таких как Coursera, Нетология, SkillBox и подобных. Есть и проекты, ориентированные исключительно на юристов. Такие, например, как LF Академия, где есть материалы не только по правовым дисциплинам. В эпоху интернета более остро стоит вопрос о том, как разобраться во всем многообразии информации и отделить «зерна от плевел», чем о том, где именно найти подходящий контент.

И последнее. Softskills в отличие от hardskills – это в основном именно навыки, а не знания. Вряд ли кому-то придет в голову, что освоить ораторское мастерство реально без практики, просто «почитав учебник». И именно поэтому в их освоении как нигде важен принцип проб и ошибок – знания о том, «как надо», должны быть непосредственно использованы на практике, только тогда они смогут быть закреплены как действительно эффективный и полезный для развития адвокатской практики навык.

Поделиться