Популярные материалы
Хочется верить, что интересы адвокатского сообщества будут максимально учтены
Главный принцип – не навредить доверителю
Подавать пример другим
Бережнее относиться к себе и адвокатской корпорации
Верна адвокатскому долгу
Дополнительное образование адвоката: право или обязанность?
О необходимости критериев допустимости образовательных продуктов
Современный мир с нескончаемым потоком информации требует от любого человека постоянного совершенствования. Не является исключением и адвокатское сообщество. При этом знаний, приобретенных в высшей школе, в современных условиях недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи.
Адвокатское удостоверение – не просто документ, освобождающий от предъявления диплома о высшем юридическом образовании в ходе судебного процесса, а знак качества для юриста, прошедшего экзаменационные испытания по проверке уровня знаний.
Нужно ли продолжать совершенствоваться и повышать профессиональный уровень? Ответ на данный вопрос очевиден.
Повышение профессионального уровня – это не только получение конкурентных преимуществ перед коллегами, но и обязанность каждого адвоката и стажера по постоянному и непрерывному совершенствованию знаний.
Так, Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г. утвержден Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов. Стандарт закрепил требования к прохождению стажировки стажерами адвокатов, а также требования к повышению профессионального уровня адвокатов. Согласно п. 13 Стандарта адвокаты со стажем менее 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов. Адвокаты со стажем более 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 30 академических часов. При этом адвокатские палаты субъектов РФ могут повысить минимальное количество часов повышения профессионального уровня до 60 академических часов.
Организацию мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов осуществляют Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов РФ.
Формы повышения профессионального уровня адвокатов могут быть следующими:
– очные аудиторные мероприятия (лекции, тренинги, обучающие мероприятия);
– заочные мероприятия (вебинары, онлайн-курсы);
– подписка на издание «Адвокатская газета»;
– научно-практические и иные мероприятия, проводимые Федеральной палатой адвокатов или палатами адвокатов субъектов.
В п. 18 Стандарта определены примерные направления программ повышения профессионального уровня адвокатов, однако они не являются исчерпывающими при составлении плана подготовки на год.
Проблемным вопросом является возможность зачета времени обучения, которое было осуществлено адвокатом не под эгидой Федеральной палаты адвокатов и палат субъектов РФ.
Не секрет, что бурно развивающаяся отрасль банкротного права требует от адвоката как твердых знаний материального и процессуального права, так и знаний в области экономической специальности. Практические знания в области банкротства возможно получить в рамках профильных образовательных проектов, зачастую организуемых высшими учебными заведениями.
Возможность и условия зачета времени повышения профессионального уровня путем получения знаний вне адвокатских палат предусмотрена только для адвокатов со стажем адвокатской деятельности более 3 лет.
Согласно п. 33 Стандарта Советы адвокатских палат субъектов вправе предусмотреть условия и возможность зачета времени документально подтвержденного обучения по специальным программам в рамках юридической, экономической и иной специальности, требующейся адвокату для углубленной специализации в рамках адвокатской деятельности.
В условиях распространения дистанционного образования и продуктов по повышению квалификации и профессионального уровня в сети «Интернет» различными организациями, физическими лицами, органами государственной власти считаем необходимым разработать и принять адвокатскими палатами субъектов критерии допустимости образовательных продуктов для зачета времени обязательного обучения по повышению профессионального уровня. Данные критерии приведут как к непосредственному повышению требований к уровню образовательного продукта, так и станут фильтром для отбора действительно полезного для адвоката материла для обучения.
При этом, определяя критерии допустимости образовательного продукта к зачету времени повышения профессионального уровня, необходимо руководствоваться принципами применимости знаний в повседневной деятельности адвоката, уровнем экспертности спикера или преподавателя, актуальностью темы занятия и т.д.