Популярные материалы

Подавать пример другим
10 февраля 2025 г.
Алексей Калугин
Подавать пример другим
Желание защищать привело в профессию адвоката, а затем – в ряды участников СВО
Бережнее относиться к себе и адвокатской корпорации
10 февраля 2025 г.
Евгений Тонков
Бережнее относиться к себе и адвокатской корпорации
Способность понимать и разрешать конфликт между книжным правом и юридической практикой дает адвокатам не только интеллектуальные, но и процессуальные, и материальные преимущества
Верна адвокатскому долгу
6 февраля 2025 г.
Людмила Корнева
Верна адвокатскому долгу
6 февраля отмечает 50-летие адвокатской деятельности адвокат Сургутской городской коллегии адвокатов Людмила Евстафьевна Корнева
Уголовно-процессуальный кодекс РФ не соответствует современным реалиям
5 февраля 2025 г.
Лариса Масленникова
Уголовно-процессуальный кодекс РФ не соответствует современным реалиям
Для юристов очень важно, чтобы были сохранены и дополнены правовые возможности защиты как законных интересов участников уголовного судопроизводства – частных лиц, так и публичного интереса России
Право без адвокатуры не существует
27 января 2025 г.
Ева Меркачева
Право без адвокатуры не существует
Адвокаты и правозащитники делают одно общее дело
Рашит Зиганшин
Вице-президент Федерального Союза Адвокатов России

Альтернативные международные механизмы защиты прав доверителей

29 января 2025 г.

О семинаре для адвокатов «Особенности оказания юридической помощи выходцам из Украины»


17–18 декабря 2024 г. в Москве проходил семинар для адвокатов «Особенности оказания юридической помощи выходцам из Украины». Он стал завершающим мероприятием образовательного цикла программ повышения профессионального уровня адвокатов 2024 г., организованного Представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации (УВКБ ООН) в сотрудничестве с Федеральным Союзом Адвокатов России (ФСАР), Советом молодых адвокатов Московской области (СМА МО) и Межрегиональной общественной благотворительной организацией «Вера, Надежда, Любовь». Я как вице-президент ФСАР принимал участие в организации и проведении этого семинара, а также выступил на нем по вопросу об альтернативном использовании международных механизмов защиты прав граждан в связи с выходом России из-под юрисдикции ЕСПЧ.

Семинар был организован по инициативе председателя Союза молодых адвокатов России, председателя СМА МО Екатерины Худовой с целью повышения профессионального уровня для молодых адвокатов Московской области, которые готовы на регулярной основе оказывать бесплатную квалифицированную юридическую помощь лицам, вынужденно покинувшим Украину.

Такой интерес к международному праву обусловлен ограничением российских адвокатов при защите своих доверителей в использовании механизмов Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Напомню, что ранее физические и юридические лица могли подать жалобу в этот Суд в случае нарушения Российской Федерацией их прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. 11 июня 2022 г. Президент России Владимир Путин подписал законы о неисполнении на территории Российской Федерации постановлений ЕСПЧ. Вынесенные после 15 марта 2022 г. постановления ЕСПЧ не подлежат исполнению на территории РФ, а выплаты по вынесенным постановлениям исполнялись до 1 января 2023 г. включительно. Но сейчас для адвокатов и их доверителей сохраняется возможность обратиться к правозащитным механизмам ООН.

Чем занимается УВКБ ООН?

В рамках прошедшего в декабре семинара представители УВКБ ООН рассказали участникам о правовом статусе организации и правовых механизмах, которые позволяют эффективно оказывать гуманитарно-правовую помощь.

Так, старший советник по правовым вопросам УВКБ ООН в России Виталий Масловский совместно с Татьяной Бершачевской сделали обзор по вопросам глобальности роста вынужденного перемещения в мире, указав, что 1% населения земного шара были вынуждены покинуть свои дома. Из Украины выехало 6 млн человек, что сопоставимо с количеством выехавших из Афганистана, Сирии и Венесуэлы. Также они рассказали о мандате УВКБ ООН, международной защите беженцев и гуманитарных принципах, подмандатных лицах, раскрыли понятие и права беженцев, а также вопросы деятельности УВКБ ООН в России.

Выступавшие акцентировали внимание участников, что деятельность УВКБ ООН в России включает в себя специальные программы по защите прав беженцев и лиц без гражданства, ежегодные тематические мероприятия, взаимодействие и сотрудничество с представителями министерств и ведомств и различными партнерскими организациями. Совместно со СМИ Агентство ООН по делам беженцев УВКБ ООН проводит информационные кампании, взаимодействует с культурными учреждениями, выступает одним из организаторов ежегодного фестиваля «Точка перемещения», приуроченного ко Всемирному дню беженцев.

На семинаре отмечалось: УВКБ ООН – это гуманитарная неполитическая организация, которая была создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 319А (IV) от 3 декабря 1949 г. Устав Организации утвержден 14 декабря 1950 г. резолюцией ГА ООН 428 (V), Верховный комиссар избирается на 5 лет Генеральной Ассамблеей ООН (Филиппо Гранди – полномочия до конца 2025 г.). Мандат организации – бессрочный. Управляющий орган – Исполком. УВКБ ООН имеет опыт реагирования на массовые перемещения, финансирование программ Комитета по правам человека ООН осуществляется на добровольные пожертвования (бюджет в 2023 г. – $10,929 млрд.). Сейчас УВКБ ООН – это более 20 300 сотрудников, ведущих деятельность в 136 странах и территориях.

Мандат УВКБ ООН включает в себя международные действия по защите беженцев и решению их проблем; координацию помощи беженцам, в том числе при чрезвычайных ситуациях; содействие правительствам и частным организациям в выполнении любых мероприятий для облегчения положения беженцев и сокращения их числа; помощь в добровольной репатриации и ассимиляции в новых странах и др.

Участники семинара узнали про соглашение, подписанное Правительством РФ и УВКБ ООН. Им также рассказали, что защита беженцев определяется как вся деятельность, направленная на обеспечение полного соблюдения прав личности согласно букве и духу соответствующих отраслей права, т.е. прав человека, международного гуманитарного права и права беженцев. Эта защита строится на принципах невысылки, гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости. Она предполагает конфиденциальность, недопущение дискриминации, учет возраста, пола и многообразия, а также использование подхода, ориентированного на соблюдение прав человека.

Подмандатными лицами, как пояснялось в ходе семинара, считаются лица, ищущие убежище, беженцы, лица без гражданства, лица, перемещенные внутри страны (ВПЛ, по ситуации), возвращающиеся лица (беженцы, ВПЛ).

Слушателям семинара была разъяснено, что права беженцев нашли свое отражение в документах УВКБ ООН, таких как Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, региональные международные акты, заключения Исполкома УВКБ ООН, руководства и справочники, Руководство по процедурам и критериям по определению статуса беженца (ОСБ), общие рекомендательные документы и стандарты, Руководящие положения по применению положений об исключении, Процедурные стандарты ОСБ, рекомендации по отдельным странам и Вопросы возвращения, категории преследуемых лиц.

Конвенция о статусе беженцев была принята 28 июля 1951 г. в Женеве, ратифицирована 149 государствами-участниками. Российская Федерация присоединилась 13 ноября 1992 г. Конвенция содержит определение понятия «беженец», определяет права и обязанности, запрещает принудительную высылку беженцев и наказание за незаконные въезд и пребывание в стране убежища; устанавливает обязательство сотрудничать с УВКБ ООН.

Альтернатива ЕСПЧ

Участников мероприятия также интересовал вопрос об альтернативном использовании международных механизмов защиты прав граждан в связи с выходом России из-под юрисдикции ЕСПЧ. Я пояснил, что Комитет по правам человека ООН осуществляет надзор за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах – участницах пакта и рассматривает жалобы на его нарушение. Пакт почти идентичен Европейской конвенции. Он был подписан СССР 18 марта 1968 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г. Российская Федерация как правопреемник СССР признает компетенцию Комитета ООН рассматривать сообщения лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений пакта.

Практика Комитета ООН как норма «мягкого права» всегда является предметом пристального внимания Верховного Суда РФ, который регулярно отражает ее в своих обзорах, что, в свою очередь, может приводить к использованию решений Комитета по правам человека ООН как оснований для пересмотра решения национального суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Такие разъяснения не раз давали Конституционный Суд и Верховный Суд РФ.

Так, в 2021 г. в связи с увеличившимся потоком жалоб со стороны российских правозащитников Комитет по правам человека ООН внес изменения в порядок своей работы. Была упрощена и структурирована процедура обращения, которая в настоящее время полностью перешла на электронную форму обращения, бумажную жалобу орган может рассмотреть лишь в исключительных случаях.

Также при обращении в Комитет по правам человека ООН возможно применение неотложных мер по принципу ЕСПЧ, за исключением так называемого «входного фильтра», что повышает шансы заявителя на итоговое рассмотрение его жалобы.

Считаю, что для адвокатского сообщества в настоящее время, в эпоху глобальных перемен важность правовых знаний возрастает, поскольку образование играет ключевую роль в ответе на мировые вызовы.

Без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь невозможно достичь всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека, предусмотренных международными пактами «Об экономических, социальных и культурных правах» и «О гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), невозможно обеспечить необходимые гарантии для защиты человека, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренные ст. 7 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).

Основные принципы, касающиеся роли адвоката (юриста), принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа – 7 сентября 1990 г., предусматривают, что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к квалифицированной юридической помощи.

Все это говорит о непрерывном развитии теории права, изменении законодательства и практики его применения, что, в свою очередь, требует совершенствования форм и методов адвокатской деятельности, а также постоянного и непрерывного совершенствования знаний. Поэтому ФСАР и УВКБ ООН в России запланировали ряд мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов, которые пройдут весной, летом и осенью 2025 г.

Поделиться