Популярные материалы

Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Известный юридический вуз получил новое название
12 января 2024 г.
Гасан Мирзоев
Известный юридический вуз получил новое название
Российская академия адвокатуры и нотариата реорганизована в Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева (РУАН им. Г. Б. Мирзоева)
Публичные правомочия адвокатуры реализуются исключительно в интересах общества
1 января 2024 г.
Михаил Толчеев
Публичные правомочия адвокатуры реализуются исключительно в интересах общества
Если мы лишаем сторону возможности в полном объеме реализовать свои правомочия, такие нарушения превращают идею правосудия в его противоположность
Ирина Серегина
Адвокат, член Комитета по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению АП Ростовской области

Адвокатура в школе: защищаем, просвещая молодежь

15 февраля 2023 г.

Проект правового просвещения собирает неравнодушных и творческих людей


Ценность правовых знаний заключается не только в умении пользоваться своими правами, но и в их грамотной защите. Первые навыки правовой грамотности ребенку прививают родители в семье и учителя в школе. Считаю, что адвокатура является наиболее эффективным институтом. Так, адвокаты-наставники проекта «Адвокатура в школе» защищают несовершеннолетних, просвещая их. Слушателям и участникам проекта предоставляется возможность получить новые знания и практические навыки в реализации и защите своих прав, а это и есть защита путем просвещения.

Присоединиться к проекту я решила после встречи с ребятами – участниками первой тематической смены «Миссия адвоката», организованной ФПА РФ во Всероссийском детском центре «Смена» осенью 2021 г. Тогда я своими глазами увидела, какой высокий уровень доверия имеет проект, с какими горящими глазами участники смены наполняли «Миссию адвоката» эмоциями добра и позитива.

Проект «Адвокатура в школе» – это креативный подход к организации правового просвещения несовершеннолетних адвокатами-наставниками, это новые знания и навыки для детей, это вклад каждого адвоката – участника проекта в укрепление авторитета российской адвокатуры. Именно таким он задумывался его автором и куратором – адвокатом, руководителем Комитета по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению Адвокатской палаты Ростовской области, вице-президентом ФСАР Владимиром Писаревым. Именно таким я как участница проекта вижу его и именно таким его видят и воспринимают школьники, родители и директора школ, принимающих участие в реализации проекта в Ростовской области. Уверена, что аналогичными эмоциями и впечатлениями могут поделиться адвокаты каждого из 22 регионов РФ, адвокатские палаты которых принимают участие в его реализации.

Для меня «Адвокатура в школе» – уникальный, постоянно действующий и развивающийся проект правового просвещения, который собирает неравнодушных и творческих людей с открытыми сердцами. Это команда единомышленников, в которой адвокаты-наставники тесно связаны со своими подопечными – учениками школ, гимназий и лицеев. Долгое время проект успешно взаимодействует с Уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ, а также с Министерством общего и профессионального образования субъектов РФ, реализуя совместные планы, посвященные правовой помощи детям.

Профессия адвоката является самой востребованной и, можно сказать, мистической из всех юридических специальностей, порождающей домыслы и слухи. После ежедневного общения с большим количеством людей могу с уверенностью сказать, что далекий от юриспруденции россиянин не сможет ответить, чем отличается юрист от адвоката и в какой ситуации ему требуется помощь адвоката-советника. Образ адвоката, к моему глубокому сожалению, сформирован у общества на основе зарубежного кинематографа и очень далек от реальности. Люди теряются и не знают, к кому и куда нужно обращаться за помощью при возникновении проблем юридического характера. А интерактивная модульная программа нашего проекта правового просвещения «Защита прав детей – забота родителей и государства», состоящая из четырех блоков, спланирована так, что позволяет не только прививать несовершеннолетним правовые знания и семейные ценности, но и укреплять авторитет российской адвокатуры, подробно разъясняя саму суть профессии и правовые основы деятельности адвоката, при изучении которых дети получают теоретические, а порой и практические знания, позволяющие им эффективно реализовывать свои права.

Присоединившись к проекту, зная и ощущая всю важность возложенной на меня миссии, я не представляла, как сложно мне будет поначалу общаться и находить общий язык с детьми. Современные юридические реалии приучили нас говорить четко, кратко, по существу, заранее формулируя свою мысль. Выступая в суде, адвокаты часто пользуются стандартными, заранее заготовленными и зазубренными фразами-шаблонами, которые совершенно не применимы в общении с детьми. Наши дети – это самая нежная, ранимая, очень искренняя и в то же время рентгеном сканирующая и выворачивающая тебя наизнанку аудитория, заслужить доверие и расположение которой не так уж просто. Участие в проекте дисциплинировало меня, заставило самостоятельно искать решение возникших вопросов, учиться основам психологии, азам ораторского искусства для выступлений перед детьми.

Тщательно планируя встречи в рамках утвержденной программы, общение с детской аудиторией я выстраиваю как живую беседу, чтобы подростки чувствовали себя свободно, уверенно и не стеснялись выражать и отстаивать свою точку зрения. Разбирая основные темы, мы стараемся вместе обсудить возникающие вопросы и найти выход из сложившихся ситуаций. Такой доверительный и неформальный характер взаимодействия вызывает живой отклик среди детей и позволяет мне просто и доступно донести до них исходный материал. Как показывает опыт, учащиеся с большим интересом относятся к таким встречам. Занятия с ребятами проходят с обоюдной пользой, так как обсуждаемые в ходе общения ситуации позволяют мне посмотреть на решение некоторых проблем под новым углом, а сделанные выводы использовать в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.

Я являюсь адвокатом-наставником двух подшефных школ в г. Ростове-на-Дону: МБОУ г. Ростова-на-Дону «Гимназия № 25 имени Героя Советского Союза Орищенко Н.Н.» и МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 56 имени генерал-лейтенанта Герасименко В.Ф.».

3 февраля 2022 г. состоялась очередная встреча с учащимися 7М класса МБОУ «Лицей 56», в ходе которой я рассказала о правовых механизмах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, гарантированных национальным законодательством и общепринятыми международными правовыми нормами, а также разъяснила актуальные вопросы правоприменительной практики в области уголовного, административного и семейного законодательства. В ходе встречи внимание учащихся было акцентировано на построении уважительного отношения как в коллективе, так и при общении с родителями и учителями. Также подростки были информированы о правовых последствиях за участие несовершеннолетних в совершении общественно опасных деяний, в частности были освещены волнующие современное общество вопросы употребления и сбыта наркотических веществ и наказание за эти преступления.

Совместно с коллегами – участниками межрегионального проекта правового просвещения «Адвокатура в школе» считаю, что формирование правовой культуры, правильных семейных ценностей среди детей должно быть систематическим и, несомненно, будет проводиться нами и в дальнейшем. Проект имеет очень большой потенциал, и мы работаем над его дальнейшем развитием, мечтаем и строим планы по его реализации на всей территории нашей страны.

Поделиться