Популярные материалы
Грани профессионального мастерства
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Адвокатура в школе: защищаем, просвещая молодежь
Проект правового просвещения собирает неравнодушных и творческих людей
Ценность правовых знаний заключается не только в умении пользоваться своими правами, но и в их грамотной защите. Первые навыки правовой грамотности ребенку прививают родители в семье и учителя в школе. Считаю, что адвокатура является наиболее эффективным институтом. Так, адвокаты-наставники проекта «Адвокатура в школе» защищают несовершеннолетних, просвещая их. Слушателям и участникам проекта предоставляется возможность получить новые знания и практические навыки в реализации и защите своих прав, а это и есть защита путем просвещения.
Присоединиться к проекту я решила после встречи с ребятами – участниками первой тематической смены «Миссия адвоката», организованной ФПА РФ во Всероссийском детском центре «Смена» осенью 2021 г. Тогда я своими глазами увидела, какой высокий уровень доверия имеет проект, с какими горящими глазами участники смены наполняли «Миссию адвоката» эмоциями добра и позитива.
Проект «Адвокатура в школе» – это креативный подход к организации правового просвещения несовершеннолетних адвокатами-наставниками, это новые знания и навыки для детей, это вклад каждого адвоката – участника проекта в укрепление авторитета российской адвокатуры. Именно таким он задумывался его автором и куратором – адвокатом, руководителем Комитета по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению Адвокатской палаты Ростовской области, вице-президентом ФСАР Владимиром Писаревым. Именно таким я как участница проекта вижу его и именно таким его видят и воспринимают школьники, родители и директора школ, принимающих участие в реализации проекта в Ростовской области. Уверена, что аналогичными эмоциями и впечатлениями могут поделиться адвокаты каждого из 22 регионов РФ, адвокатские палаты которых принимают участие в его реализации.
Для меня «Адвокатура в школе» – уникальный, постоянно действующий и развивающийся проект правового просвещения, который собирает неравнодушных и творческих людей с открытыми сердцами. Это команда единомышленников, в которой адвокаты-наставники тесно связаны со своими подопечными – учениками школ, гимназий и лицеев. Долгое время проект успешно взаимодействует с Уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ, а также с Министерством общего и профессионального образования субъектов РФ, реализуя совместные планы, посвященные правовой помощи детям.
Профессия адвоката является самой востребованной и, можно сказать, мистической из всех юридических специальностей, порождающей домыслы и слухи. После ежедневного общения с большим количеством людей могу с уверенностью сказать, что далекий от юриспруденции россиянин не сможет ответить, чем отличается юрист от адвоката и в какой ситуации ему требуется помощь адвоката-советника. Образ адвоката, к моему глубокому сожалению, сформирован у общества на основе зарубежного кинематографа и очень далек от реальности. Люди теряются и не знают, к кому и куда нужно обращаться за помощью при возникновении проблем юридического характера. А интерактивная модульная программа нашего проекта правового просвещения «Защита прав детей – забота родителей и государства», состоящая из четырех блоков, спланирована так, что позволяет не только прививать несовершеннолетним правовые знания и семейные ценности, но и укреплять авторитет российской адвокатуры, подробно разъясняя саму суть профессии и правовые основы деятельности адвоката, при изучении которых дети получают теоретические, а порой и практические знания, позволяющие им эффективно реализовывать свои права.
Присоединившись к проекту, зная и ощущая всю важность возложенной на меня миссии, я не представляла, как сложно мне будет поначалу общаться и находить общий язык с детьми. Современные юридические реалии приучили нас говорить четко, кратко, по существу, заранее формулируя свою мысль. Выступая в суде, адвокаты часто пользуются стандартными, заранее заготовленными и зазубренными фразами-шаблонами, которые совершенно не применимы в общении с детьми. Наши дети – это самая нежная, ранимая, очень искренняя и в то же время рентгеном сканирующая и выворачивающая тебя наизнанку аудитория, заслужить доверие и расположение которой не так уж просто. Участие в проекте дисциплинировало меня, заставило самостоятельно искать решение возникших вопросов, учиться основам психологии, азам ораторского искусства для выступлений перед детьми.
Тщательно планируя встречи в рамках утвержденной программы, общение с детской аудиторией я выстраиваю как живую беседу, чтобы подростки чувствовали себя свободно, уверенно и не стеснялись выражать и отстаивать свою точку зрения. Разбирая основные темы, мы стараемся вместе обсудить возникающие вопросы и найти выход из сложившихся ситуаций. Такой доверительный и неформальный характер взаимодействия вызывает живой отклик среди детей и позволяет мне просто и доступно донести до них исходный материал. Как показывает опыт, учащиеся с большим интересом относятся к таким встречам. Занятия с ребятами проходят с обоюдной пользой, так как обсуждаемые в ходе общения ситуации позволяют мне посмотреть на решение некоторых проблем под новым углом, а сделанные выводы использовать в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.
Я являюсь адвокатом-наставником двух подшефных школ в г. Ростове-на-Дону: МБОУ г. Ростова-на-Дону «Гимназия № 25 имени Героя Советского Союза Орищенко Н.Н.» и МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей № 56 имени генерал-лейтенанта Герасименко В.Ф.».
3 февраля 2022 г. состоялась очередная встреча с учащимися 7М класса МБОУ «Лицей 56», в ходе которой я рассказала о правовых механизмах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, гарантированных национальным законодательством и общепринятыми международными правовыми нормами, а также разъяснила актуальные вопросы правоприменительной практики в области уголовного, административного и семейного законодательства. В ходе встречи внимание учащихся было акцентировано на построении уважительного отношения как в коллективе, так и при общении с родителями и учителями. Также подростки были информированы о правовых последствиях за участие несовершеннолетних в совершении общественно опасных деяний, в частности были освещены волнующие современное общество вопросы употребления и сбыта наркотических веществ и наказание за эти преступления.
Совместно с коллегами – участниками межрегионального проекта правового просвещения «Адвокатура в школе» считаю, что формирование правовой культуры, правильных семейных ценностей среди детей должно быть систематическим и, несомненно, будет проводиться нами и в дальнейшем. Проект имеет очень большой потенциал, и мы работаем над его дальнейшем развитием, мечтаем и строим планы по его реализации на всей территории нашей страны.