Материалы дискуссии

18 ноября 2024 г.
Адвокат Фёдор Плевако – носитель добра и человеколюбия
Впечатления от просмотра первых серий сериала «Плевако»
12 ноября 2024 г.
Пушкин адвокатуры. По следам сериала «Плевако»
О значении Фёдора Плевако для адвокатской корпорации и его кинообразе, воплощенном Сергеем Безруковым в новом сериале
8 ноября 2024 г.
Авторы фильма передали главное в адвокате – идею служения закону, справедливости, любви к людям
О сериале «Плевако», показ которого начался 7 ноября в онлайн-кинотеатре «PREMIER»
8 ноября 2024 г.
В защиту Ф.Н. Плевако
О сериале, посвященном легендарному присяжному поверенному
5 ноября 2024 г.
В защиту «Плевако»
Возражения на критику сериала «Плевако», посвященного легендарному присяжному поверенному
21 мая 2020 г.
Вымышленный персонаж бросил тень на реального адвоката
О сериале «Заступники» и Михаиле Павловиче Быкове
20 мая 2020 г.
Образец Адвоката, Руководителя, Человека
О Михаиле Павловиче Быкове
1 июня 2018 г.
Седовы, сильные духом
О примере адвокатского поступка, отмеченного в книге и фильме

Образ адвоката в искусстве

Алла Токманева
Вице-президент АП Брянской области

Адвокат Фёдор Плевако – носитель добра и человеколюбия

18 ноября 2024 г.

Впечатления от просмотра первых серий сериала «Плевако»


Сейчас в онлайн-кинотеатре «PREMIER» идет показ первых серий сериала «Плевако» с Сергеем Безруковым в главной роли. Нам представлена талантливая работа народных артистов, сыгравших сцены из жизни народного адвоката Фёдора Никифоровича Плевако. И народ в фильме является непосредственным участником повествуемых событий. Фильм стал показателем высокого профессионализма актеров и консультантов, создавших художественный материал о гуманнейшей профессии – адвокат.

Об адвокате Фёдоре Никифоровиче Плевако, имя которого навсегда останется в истории, сегодня нам рассказывают представители кинематографа – «чародеи» одного из видов искусств.

После просмотра первых двух серий за погасшим экраном осталась часть ставшей известной нам жизни великого Плевако. Возможно, следующие серии фильма откроют и другие стороны личности героя, но он останется для нас в первую очередь человеком со всей присущей ему непохожестью на других людей.

Фильм предоставил зрителю возможность слушать, слышать, видеть образ неповторимого защитника, оставившего след в истории адвокатуры.

Создатели многогранного образа героя-легенды вложили в него и дар артистов к творческому перевоплощению, и высокую степень культуры публичных людей. Поэтому представленный художественный материал не может не проникнуть в души и сознание зрителей, даже скептиков.

Красиво, понятно, трогательно построен сюжет фильма, украшенный безупречным актерским талантом Сергея Безрукова.

На экране дозированно представлены картины из жизни российского общества на рубеже XIX–XX вв. и отдельных его представителей. Неискушенному зрителю интересно наблюдать за сценами судебного процесса, который показан в формате отдельных динамичных эпизодов, дающих представление о роли и образе защитника того времени. В гуще событий прототип Фёдора Никифоровича Плевако – Николай Фёдорович Плевако – остается адвокатом, носителем добра и человеколюбия.

Это фильм о нашей профессии, об адвокатах – о каждом из нас понемногу, нередко допускающих в свои жизни судьбы обратившихся к ним за помощью, о нелегком пути до получения желаемого объективного результата.

Вторая серия особенно заинтриговала зрителей, пробуждая в них фантазии о дальнейшем развитии сюжета. Поэтому мы с нетерпением ждем продолжения, чтобы узнать, как переплетутся судьбы действующих лиц, какие решения им придется принимать исходя из сложившихся ситуаций.



Виктор Буробин
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, кандидат юридических наук

Пушкин адвокатуры. По следам сериала «Плевако»

12 ноября 2024 г.

О значении Фёдора Плевако для адвокатской корпорации и его кинообразе, воплощенном Сергеем Безруковым в новом сериале


Современная адвокатура, восстанавливая в двухтысячных годах после многих десятилетий забвения исторические корни профессии и отыскивая опору в прошлых временах, среди большого количества блестящих адвокатов эпохи Великой судебной реформы назвала в качестве фигуры первой величины гения юриспруденции Фёдора Никифоровича Плевако – самого яркого представителя нашей профессии.

Именно тогда появились высшие адвокатские награды – бюст и медаль Ф.Н. Плевако, московские адвокаты на собранные средства заказали у архитектора С. Полегаева замечательный памятник и поставили его на могиле Плевако на Ваганьковском кладбище, на средства ФПА РФ и Адвокатских палат города Москвы и Московской области была издана книга воспоминаний его родственников. По инициативе Адвокатской палаты Челябинской области на его малой родине в Троицке перед зданием окружного суда поставлен бюст. Продолжается сбор средств на установку памятника Ф.Н. Плевако в Челябинске.

С течением времени неординарная личность адвоката Плевако, который по воспоминаниям современников из 200 судебных процессов проиграл лишь один, был осознан не только в адвокатской корпорации.

Фигура Плевако и его выдающиеся речи в качестве защитника, записанные на процессах судебными репортерами, стали ассоциироваться в нашем обществе со справедливостью, с высоким адвокатским служением, честной и независимой судебной властью, с возможностью отыскания в суде правды и милости. Как писал Анатолий Фёдорович Кони: «Плевако отдавал оружие своего сильного слова на защиту униженных и оскорбленных, на представительство за бедных, слабых и темных людей, нарушивших закон по заблуждению».

Масштаб личности Плевако в полном объеме мы начинаем осознавать только теперь, и он не мог не привлечь внимание общества. Естественным продолжением этого интереса стал созданный двумя народным артистами – режиссером Алексеем Учителем и Сергеем Безруковым в роли Плевако десятисерийный одноименный фильм об адвокатской профессии и адвокате – «герое нашего времени», премьера первых серий которого с успехом прошла 29 октября 2024 г. в кинотеатре Октябрь, а сейчас фильм идет в онлайн-кинотеатре PREMIER.

Современный кинематограф до недавнего времени представлял юридическую деятельность в многочисленных фильмах как вестерн, как полицейское расследование, где фигура адвоката либо отсутствует вовсе, либо адвокат предстает перед публикой как отрицательный герой, защищающий незаконными способами преступника от заслуженного наказания. Такой искаженный кинообраз адвоката во многом укоренился в сознании публики.

Сериал «Плевако», популяризируя адвокатуру, восстанавливает юридическую правду о профессии адвоката и впервые за много лет показывает настоящее, достойное место адвокатуры в жизни общества, рассеивает сложившееся ложное восприятие адвокатской деятельности, передает суть личности выдающегося представителя присяжной адвокатуры.

Это не документальный фильм о Фёдоре Никифоровиче. Главный герой – Николай Фёдорович, как сказал Сергей Безруков, – это «прототип» Плевако, что «дало простор для фантазии» и позволило, используя художественный вымысел, создать образ, во многом сочетающий в себе лучшие черты адвокатской профессии.

Не требуя документальной точности, тем не менее это одновременно и автобиографичный фильм, основанный на действительных событиях истории жизни Фёдора Никифоровича Плевако и на сюжетах проведенных им реальных судебных процессов.

Так, в первой серии ярким эпизодом огненного погребения скончавшейся матери Плевако – калмычки по национальности показано его происхождение и уважение обряда погребения калмыков через сожжение, несмотря на то что сам Плевако был христианином. В Троицке, рассказывая о своем знаменитом земляке, обязательно упомянут, что он по происхождению «полуполяк-полукалмык», а на речке, протекающей по границе Челябинской области с Казахстаном покажут мост, где, по преданию, мать Плевако хотела утопиться прямо с ребенком – маленьким Фёдором, поскольку родила его вне брака.

Кинообраз Плевако не представлен иконой. В фильме мы видим азартного, полного страстей нормального человека. Как пишет о нем в своих воспоминаниях его правнучка М. Мартынова-Савченко, «работал Фёдор Никифорович чисто по-русски: мог не отходить от рабочего стола и день, и даже ночь, а мог все забросить и садился за карты».

Будучи бойцом по характеру, что определяет профессию адвоката, в фильме показано, как Плевако участвует в кулачных боях, чтобы, как он выражается, «снять стресс». Это тоже весьма автобиографично. Анатолий Кони писал о его характере: «Он вторгался в дело как на арену борьбы, раздавая удары направо и налево, волнуясь, увлекаясь и вкладывая в него все чаяния своей души».

И сюжеты судебных дел, по канве которых построен сериал, реальны. Обвиняемая в предумышленном убийстве Качка в первой серии фильма – Прасковья, как и по реальному уголовному делу, дело о беспорядках на Коншинской мануфактуре, о котором идет речь в фильме, в реальной жизни рассматривалось судом присяжных в Московской судебной палате. Все серии фильма основаны на настоящих делах того времени.

Конечно же, Плевако был отличным артистом, что очень ярко передано Сергеем Безруковым. Присяжных – судей из народа – можно убедить в правоте своей позиции, только обладая этим качеством. И был гением слова. В журнале «Право» за 2008 г. Плевако сравнивали с Пушкиным: «Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для нашей поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором».

Сюжетная линия сериала, основанная на лучших традициях адвокатуры: борьбе за справедливость, отстаивании высокого права, желании помочь простым людям, схвачена очень точно и показывает, как устроены морально-этические принципы адвокатской деятельности, каковы традиции присяжной адвокатуры, что составляет суть нашей профессии. И все это перекликается с современной адвокатурой.

Фильм, безусловно, будет иметь успех и у публики, и в адвокатском сообществе, поскольку рассказывает об одном из лучших представителей адвокатской корпорации шикарным режиссером, маститыми артистами в «богатом» костюмном и сюжетном планах, широких натурных съемках в интерьерах русских усадеб, яркими массовыми сценами и с отличной проработкой фактического материала по истории жизни адвоката Ф.Н. Плевако на основе реальных дел, в которых он участвовал.

Просмотр серий «Плевако» вызовет у зрителей большой интерес к личности самого Фёдора Никифоровича, собственно, к адвокатской профессии, а тем, кто решил посвятить себя благородному служению защиты прав человека, даст адекватное представление о том, каким в действительности должен быть адвокат.



Михаил Толчеев
Первый вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области

Авторы фильма передали главное в адвокате – идею служения закону, справедливости, любви к людям

8 ноября 2024 г.

О сериале «Плевако», показ которого начался 7 ноября в онлайн-кинотеатре «PREMIER»


Кажется, впервые за многие годы образ адвоката показан как служителя закона, справедливости и гуманизма, воплощающего в суде завет Указа Его Императорского Величества Александра II о том, чтобы «правда и милость да царствуют в судах».

Для любого нормального человека очевидно, что художественный вымысел не должен с фотографической точностью повторять реальную жизнь. Думаю, никто из ныне живущих не может претендовать на знание того, каким в действительности был Ф.Н. Плевако. Авторы фильма и артисты постарались передать главное в адвокате – идею служения закону, справедливости, любви к людям. Мы, адвокаты, не только не обвиняем, мы не осуждаем людей. Мы принимаем их такими, какие они есть, и боремся за их права. Закон не должен быть дубиной богатых, и адвокат способен служить его истинным целям.

А фактические ошибки неизбежны. Более того, иногда художник их использует для того, чтобы подчеркнуть основную мысль, ощущение, понимание, эмоцию. Так, религиозно образованный Мартин Скорсезе в фильме «Последнее искушение Христа» (1988 г.) осознанно посягнул на догмат только для того, чтобы силой художественного воображения донести истинное, глубоко библейское понимание той колоссальной жертвы, которую за нас принес Спаситель.

Конечно, можно все запретить и продолжить смотреть «ментовские войны» и «бандитские Петербурги» с их сермяжной псевдодокументальностью. Где адвокаты, да и полиция с судьями показаны мелкими жуликами и пройдохами. А можно просто насладиться интересным сюжетом, переживанием истинных ценностей и чаяний настоящего Адвоката, может, чему-то научиться, что-то изменить в душе. А можно «хайпануть» на сличении цвета значка…

И еще одно замечание. Образованный человек понимает, что чувства и страсти невозможно сфотографировать, и в фильме они могут передаваться только образными выразительными средствами. Адвокат – человек. У него есть эмоции, страсти, желания, ошибки и переживания. Их отражение в кулачном бою, диком танце и так далее, на мой взгляд, очень выпукло и зрелищно воплощают видение авторами и актерами внутреннего мира героя. Но из всего можно «надергать» «ужасных» несоответствий. Как говорится, на стадионе только двадцать два человека не знают, как правильно играть в футбол. Однако те, кто «знают», никогда ни одного гола не забили.



Игорь Бушманов
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ

В защиту Ф.Н. Плевако

8 ноября 2024 г.

О сериале, посвященном легендарному присяжному поверенному


Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.) – присяжный поверенный Российской империи, который уже третий век подряд заслуженно ассоциируется в обществе с образцом адвоката. В его некрологе указано: «…по справедливости считался блестящим адвокатом. Его звали “московский Златоуст”– и этот эпитет как нельзя лучше определял Ф.Н. Плевако, как судебного оратора и как человека. Прежде всего он был москвич до корней волос: москвич по всем своим вкусам, привычкам, тенденциям. Он любил московскую старину, московский уклад жизни, московские церкви с их старинным благолепием, и питал особое стремление к обрядовой стороне религии и церковности. Затем он был поистине Златоуст. В своих судебных речах он поражал красотой и силой слова, и название Златоуста даже с чисто внешней стороны было справедливо. Плевако за образец для себя, по собственному признанию, брал именно речи Иоанна Златоуста и подражал ему даже в построении своих речей». Одно только это многогранное жизнеописание великого Человека и Адвоката уже достойно того, чтобы о нем всегда помнили, на него равнялись, ставили в пример современному и будущим поколениям российской адвокатской корпорации.

Бывший помощник присяжного поверенного и несостоявшийся адвокат В.И. Ульянов (Ленин) в беседе с А.В. Луначарским произнес знаменитую фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»[1]. В некоторых источниках встречается добавление «…и цирк».

К огромному сожалению, вышедший на экраны десятисерийный сериал с обязывающим названием «Плевако» (см. также: Гаспарян Н.С. В защиту «Плевако». – Прим. ред.), на мой взгляд, ближе именно ко второму виду искусства и его главный персонаж, демонстрирующий порой «клоунаду», не имеет по сути ничего общего со своим прототипом – «Пушкиным в юриспруденции», как еще при жизни называли Ф.Н. Плевако.

В предыдущих публикациях в «Адвокатской газете» я не раз обращал внимание на то, что кинообраз адвоката в советском и российском кинематографе далек от идеального. В 2018 г. в рамках VII Петербургского международного юридического форума прошла дискуссия на тему «Художественный образ адвоката как двигатель развития профессии: почему адвокат так и не стал героем нашего времени».

Увы, дальше обсуждения процесс «героизации» нашей профессии, к сожалению, в своем развитии не пошел. Выходящий на экраны сериал, на мой взгляд, несет больше вреда, чем пользы для имиджа нашей адвокатуры, дает зрителю ложное восприятие миссии адвокатской деятельности и личности самого выдающегося представителя присяжной адвокатуры.

Объективно оценивая созданный авторами сериала кинообраз присяжного поверенного, продемонстрированной зрителю в первых двух его сериях, и разумно опасаясь, что в такой же интерпретации его предстоит лицезреть в последующих сериях, подробно изложил свою позицию в обращении, направленном в адрес Министра культуры России О.Б. Любимовой.

Как член Общественного совета Министерства культуры РФ, профессионал, неравнодушный к хорошо знакомой мне истории адвокатуры, предложил дать экспертную оценку и разрешить вопросы о наличии (отсутствии) оснований для отзыва прокатных удостоверений на указанный сериал.

Обращаю внимание коллег, что, несмотря на то что название и сюжетная линия сериала прямо относит зрителя к исторической фигуре Ф.Н. Плевако, по сценарию фильма главный герой в исполнении народного артиста России С.В. Безрукова, поименован как: «Плевако Николай Федорович», что уже само по себе вызывает удивление.

Более того, в титрах сериала, видимо, ошибочно указано, что он посвящен памяти: «Федора Николаевича Плевако», тогда как общеизвестное отчество у реального исторического персонажа: «Никифорович».

Сюжетная линия сериала и воплощенный в нем образ главного героя, на мой профессиональный и исторический взгляд, дискредитируют основы института российской адвокатуры, моральные этические принципы, сложившие в корпорации в период с момента создания адвокатуры в России (1866 г.), а также существенно искажают и очерняют образ легендарной личности Ф.Н. Плевако, который являлся и является образцом лучших традиций и качеств адвоката.

Усматриваю в этом сериале явные предпосылки кощунства и глумления над светлой памятью Ф.Н. Плевако, всей российской адвокатурой и ее устоями.

Именно поэтому ничем ранее не запятнанный образ великого адвоката нуждается в нашей защите и недопущении любого надругательства над его Светлой памятью, общепринятыми и адвокатскими морально-этическими нормами.

Во-первых, в продемонстрированных зрителям на премьерном показе первых двух серий сериала, состоявшемся 29 октября 2024 г. в кинотеатре «Каро 11 Октябрь», присутствуют сцены с изображением несвойственных историческому персонажу отрицательных качеств, девиантного поведения, свидетельствующие о явных нарушениях психического здоровья: постоянные галлюцинации, склонность к беспричинным насильственным действиям (участвует в кулачных боях с рабочими, «чтобы снять стресс»), неэтичное поведение в профессиональной деятельности (допускает грубейшее нарушение норм адвокатской этики в отношении с доверителем – в условиях конфликта интересов фактически предает интересы обратившихся к нему за помощью доверителей: отчима подзащитной Качки (обвиняет его в суде в сексуальных преступлениях. – Прим. авт.) и промышленника (несмотря на принятое от него обращение за оказанием юридической помощи, становится защитником рабочих его предприятия. – Прим. авт.)); одновременно с осуществлением функций защитника ведет собственное расследование (в том числе собирая сведения с нарушением режима банковской и личной тайны. – Прим. авт.), фактически дублируя следственные функции, что недопустимо и тогда и сейчас; допускает выкрики, неэтичные высказывания в адрес процессуальных противников в суде; нарушает режим адвокатской тайны, раскрывая сведения о доверителях и нюансах их дел; демонстрирует неадекватные поступки (пускается в неистовые ритуальные танцы после судебных процессов, самолично устраивает огненное погребение скончавшейся матери. – Прим. авт.); нарушает моральные нормы в семейной и христианской жизни (изменяет законной супруге. – Прим. авт.).

При этом сам Федор Никифорович, согласно общедоступной информации и данным исследований его жизненного пути, являлся глубоко верующим человеком, ктитором (меценатом) Московского Успенского собора в Кремле, действительным статским советником (что соответствовало генерал-майору в армии и давало право на потомственное дворянство. – Прим. авт.), счастливо прожил с супругой Марией Демидовой около 30 лет, имел от брака двух сыновей.

Во-вторых, если рассматривать данный сериал не только как развлекательный, но и как образовательный проект с учетом его индивидуализирующего историческую личность названия, то созданный в нем образ адвоката никак не может быть надлежащим примером для зрителей, в том числе для нашей молодежи и представителей многочисленной адвокатской корпорации.

Просмотр серий «Плевако» как всех, так и каждой в отдельности, на мой взгляд, способен создать у зрителя искаженное и ложное представление о том, каким в действительности должен являться профессиональный адвокат (в том числе с точки зрения морально-этических требований, предъявляемых Кодексом профессиональной этики адвоката. – Прим. авт.) и какова его истинная миссия в профессии.

В-третьих, сериал также изобилует банальными «киноляпами». Так, на лацкане сюртука главного героя прикреплен знак, похожий на нагрудный знак присяжного поверенного, который утвержден Императором Александром II 31 декабря 1865 г. Используемый главным героем знак по видимым признакам изготовлен из металла желтого цвета, тогда как утвержденный и с гордостью носимый всеми присяжными поверенными знак изготавливался исключительно из серебра и, соответственно, имел серебристый цвет.

На судьях окружного суда висят знаки мировых судей (обр. 1864 г.), которые им не полагались по статусу. Я уже не говорю о существенно искаженных деталях судебных заседаний (процессуальное поведение судей, сторон и даже публики. – Прим. авт.).

В некоторых сценах на фоне исторически соответствующих времени действия сериала строений видны современные московские высотные здания, что снижает восприятие исторического акцента фильма. На вывеске с данными присяжного поверенного – главного героя фильма указано мало употребляемое в России в тот период наименование: «АДВОКАТЪ». Более того, кощунственно, что над этой вывеской размещена табличка с надписью «АКУШЕРКА» (даже без принято тогда: «Ъ». – Прим. авт.).

Вышеупомянутые титры посвящения содержат ошибочное отчество Ф.Н. Плевако, что также крайне недопустимо и дефектно.

Реакция первых зрителей трейлера сериала и двух его серий из числа моих коллег, с которыми мне удалось пообщаться, в основном, как и моя – крайне негативная. Знакомые специалисты киноиндустрии также весьма скептически отзываются о концепции нового сериала и его сюжетной линии.

Подливает масла в огонь и неоднозначная актерская репутация главного исполнителя, ранее сыгравшего более десятка различных исторических ролей, в которых, по мнению многих специалистов и зрителей, усматриваются отголоски одной из первых ролей С.В. Безрукова – бандита Саши Белого из культового сериала «Бригада» (2002).

Может быть, от нее нынешнему сериалу и достались и беспричинные кулачные бои, и иные неадекватные и порицаемые в цивилизованном в обществе поступки, продемонстрированные главным героем.

Вряд ли бы и сам Ф.Н. Плевако одобрил воплощенный кинематографистами его образ. А согласно полученной имеющейся информации, согласие на использование в названии сериала фамилии Ф.Н. Плевако с его ныне здравствующими родственниками не согласовано.

Юридически это может повлечь заявление диффамационных исков и последующие длительные судебные разбирательства.

Напомню, что, как следовало из аннотации на вышеупомянутом международном юридическом форуме, изначально предполагалось, что главную роль в сериале исполнит талантливый народный артист России В.Л. Машков, даже внешне очень похожий на Ф.Н. Плевако. Однако, не судьба!

Считаю, что искажение создателями сериала исторических фактов и публичное унижение светлой памяти выдающегося присяжного поверенного Ф.Н. Плевако (не исключаю, что в угоду коммерческим интересам проката. – Прим. авт.) чревато возможной не лестной реакцией не только со стороны профессионального юридического сообщества и адвокатской корпорации, но и даже среди обычных зрителей.

В одном из последних интервью С.В. Безруков прямо заявил: «Я считаю, что обманывать зрителя безнравственно». Безусловно, согласен с известным актером, но полагаю, что воплощенный им в сериале образ тем самым обманом и является. Зритель всегда почувствует наигранность и неестественность.

А попытка выдать некоторые нормы современного общества, как преподнесено в сериале, за нормы, принятые в ином времени, недопустимо и несет деструктивный эффект абсурда и фальши. Кроме того, в коммерческом продвижении сериала используется формулировка: «основано на реальных событиях», что также вводит в заблуждение зрителя.

Как сказано в Священном писании – Библии: «Промышление праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство» (Притча 12.5).

Таким образом, обоснованно полагаю, что упомянутый сериал транслирует деструктивную информацию, противоречащую здравому смыслу, основополагающим принципам, заложенным в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 1, 7, 8) и в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (ст. 4, 6, 8, 9, 10, 11), и сведениям о светлой личности Плевако Федора Никифоровича.

Кроме того, полагаю, что сериал может оскорбить религиозные чувства и унизить человеческое достоинство православных христиан, каковым являлся наш выдающийся представитель.

20 ноября 2024 г. предстоит знаковое событие – 160-летие Судебной реформы, положившей начало развития российской адвокатуры. К глубочайшему разочарованию, сериал «Плевако» (2024), в юбилейный год, вдвойне дискредитирует институт адвокатуры в обществе и личность его самого известного и выдающегося представителя. Вместе с тем, повышение престижа адвокатской профессии, ее роли и значимости в обществе особенно актуально в наше неспокойное время.

Естественно, что мой осуждающий, но не претендующий на истину взгляд может не совпадать с мнением уважаемых коллег и зрителей.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Приятного просмотра, к сожалению, пожелать не могу.

Время рассудит и все расставит на свои места! В одном не сомневаюсь: достойные внимания и гордости фильмы про Адвокатуру и Адвокатов еще будут сняты и с одобрением приняты зрителями.



[1] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 1970. Т. 44. Стр. 579.





Нвер Гаспарян
Заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ

В защиту «Плевако»

5 ноября 2024 г.

Возражения на критику сериала «Плевако», посвященного легендарному присяжному поверенному


Сразу отмечу, что выдающийся присяжный поверенный, император Российской адвокатуры Федор Никифорович Плевако, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых обрели бессмертие, в защите не нуждается. 29 октября 2024 г. в московском киноцентре «Октябрь» прошла светская премьера сериала «Плевако», где были показаны две серии, которые далеко не всем пришлись по душе. Автору этих строк удалось воочию оценить увиденное.

Блестяще сыгравший главного героя фильма Сергей Безруков, предваряя просмотр, сказал: «Пару слов в качестве защиты своей роли, как адвокат адвоката, я сыграл Николая Федоровича. Я обращаюсь к самым ревнивым критикам, которые попытаются во мне увидеть Плевако: портретного сходства искать не надо. Я сыграл Николая Федоровича, прототипом которого стал Федор Никифорович, это дало возможность художникам для полета фантазии, который необходим для художественных произведений. Документальное кино про Федора Никифоровича Вы уже видели, а это – художественный фильм. И тем не менее фильм основан на реальных событиях…».

После такого напутственного слова я уже не пытался искать общие черты во внешности Сергея Безрукова и Федора Плевако.

Мы читали до этого, что выдающийся присяжный поверенный по предложению своего подзащитного купца разбил все приготовленные тарелки в качестве морального удовольствия за выигранное дело. Гонорар при этом тоже получил. Но то, что наш коллега дрался не хуже Джеки Чана, я не знал. Признаюсь, меня все же порадовало, что прославленный адвокат побеждает не только прокуроров в судах, но и в уличных кулачных боях. Наделенный навыками рукопашного боя, созданный образ вызывает еще большее уважение.

Неожиданным развитием событий стало то, что оправданная усилиями Плевако Прасковья Качка затем покушалась на жизнь российского императора Александра II с незаряженным револьвером, а также придуманные режиссерами политические мотивы в этом уголовном деле.

Выглядело забавным, как после очередной победы в суде выдающийся присяжный поверенный пускается в пляс. Историки адвокатуры о таком ритуале Плевако ничего не сообщали, но что же в этом зазорного?

Слушая выступления присяжного поверенного Николая Федоровича в исполнении Сергея Безрукова, не стоит искать сходства с речью гениального Федора Никифоровича.

О покоряющей силе плевакинского слова писал Антон Павлович Чехов: «Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна... Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество... Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь... Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно...».

Его речь, словно симфония Баха, изобилующая остроумием, находчивостью, мгновенной реакцией на реплики противника, к месту проявленный сарказм – все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор.

Может ли кто-либо из современных актеров или даже практикующих адвокатов в точности воспроизвести всеубеждающую и завораживающую речь Плевако, которая, к сожалению, даже не сохранилась в аудиоформате?

Ответ очевиден.

Повторить речь Плевако – это все равно, что нарисовать море так, как рисовал Айвазовский, кстати, современник нашего героя.

Однако необходимо отдать должное таланту Сергея Безрукова, который очень старался.

Мы увидели фильм с элементами художественного вымысла, в котором имели место и драматические повороты, и диалоги, созданные в интересах аудитории.

Профессиональные юристы могут усмотреть в некоторых эпизодах судебных баталий несоответствия Уставу уголовного судопроизводства 1864 г., например, вместо судебных прений допрос свидетеля, переходящий в итоговое выступление, различные вольности защитника при молчаливом попустительстве коронного судьи и т.п.

Однако эти моменты совсем не мешают реализации основной цели фильма – показать блистательный образ адвоката-победителя.

Как известно, Федор Плевако провел более 200 успешных дел и как минимум одно проиграл. Не могу не подчеркнуть: все дела за единичным исключением выиграл, потому что судили присяжные.

Если представить, что его с помощью машины времени переместили бы в наши годы и дали бы возможность участвовать в современном правосудии, результаты, полагаю, были бы значительно скромнее.

Не без гордости за современных коллег отмечу, что в судах с участием присяжных заседателей в первой половине 2024 г. – 25% оправдательных приговоров, а в обычных судах – в сто раз меньше.

Фильм рассчитан не столько на восьмидесятитысячную армию российских адвокатов, сколько на многомиллионный зал русскоязычных кинозрителей, которые не знакомы с процессуальными премудростями и желают смотреть остросюжетный сериал, даже не отвлекаясь на попкорн и колу.

Следует понимать, что даже полностью документальное кино, основанное на архивной кинохронике, все равно будет содержать долю вымысла. Как правильно писал испанский актер Эусебио Понсела: «История – это порой то, чего никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был».

Поэтому некоторые расхождения и нестыковки, объективно замеченные в фильме, понятны и не стоят того, чтобы рассматривать их под микроскопом.

Лично для меня фильм представляет несомненную ценность как для российской адвокатуры, так и для граждан.

К сожалению, в последние десятилетия мы были обделены фильмами об адвокатах, киноэкран наводнили славные представители следствия и прокуратуры. Возникший пробел наконец-то был заполнен режиссерами фильма, возвысившими саму идею защиты права против бесправия и несправедливости.

В одном деле Плевако принялся защищать бедную женщину, обманутую своим женихом, и в состоянии умоисступления взявшую в руки оружие. Узнав, что она незаконнорожденная, как и он сам, присяжный поверенный вернул гонорар доверителю, а затем спас подсудимую от виселицы.

В другом деле, выбирая между богатым промышленником и доведенными до отчаяния рабочими, он становится защитником последних.

Обвиняемым вменялось в вину участие в экономической стачке, призывы к приостановлению работы на соседней фабрике, участие в разгроме ряда квартир высших фабричных служащих и в нанесении побоев.

Понимая, что оправдать своих подзащитных не удастся, Плевако призвал присяжных к милосердию: «Обессиленные физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, они, тем не менее, сами должны искать путь и находить признаки правого и неправого направления.

Справедливо ли требовать от них той выдержки, какую мы носим в наших грудях…Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни».

Абсолютное доверие вызывает положительный образ бескорыстного и принципиального присяжного поверенного, который ради беззаветного служения справедливости и истине готов на многое, он не слушается всемогущего Победоносцева и не боится террористов «Народной воли».

Российский кинозритель получил замечательный фильм про Адвоката Плевако, в котором можно увидеть фигуру успешного защитника прав страждущих и нуждающихся.

Режиссер фильма Алексей Учитель, отвечая на вопрос о важности темы защитника на Петербургском международном экономическом форуме, заявил: «Всегда нужен герой защитник, а сейчас особенно…».

Когда же нет защитника либо есть имитация защиты, то не стоит удивляться произволу и беззаконию, о которых написано еще в Ветхом Завете: «Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис 59.15–16).

Новые серии о настоящем заступнике ждут нас уже в ближайшее время.



Генри Резник
Первый вице-президент АП г. Москвы

Вымышленный персонаж бросил тень на реального адвоката

21 мая 2020 г.

О сериале «Заступники» и Михаиле Павловиче Быкове


Хорошо, что вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Павлович Галоганов вспомнил добрым словом многолетнего главу Московской областной адвокатуры, уважаемого и достойного человека Михаила Павловича Быкова.

Я плотно общался с Михаилом Павловичем буквально с первого момента моего прихода в адвокатуру, ибо в нашумевшем «адвокатском процессе» защищал областного адвоката. Собственно, в это дело Быков, вместе со своим замом, Михаилом Александровичем Гофштейном, и позвал меня из науки. Потому что радел о судьбах нашей профессии, стремился пресечь антиадвокатскую кампанию, развязанную в 1985 г. прокуратурой РСФСР.

И меня больно резануло то, что в недавно прошедшем телесериале «Заступники» фамилию Быкова носил резко отрицательный персонаж – заместитель председателя Московской областной коллегии адвокатов, доверенное лицо КГБ, чинивший препятствия смелой и мужественной защите. А поскольку мне и жене, в 70–80 гг. работавшей как раз в областной коллегии, поступило несколько недоуменных звонков знакомых адвокатов, провел небольшое расследование.

Судя по всему, злого умысла опорочить Михаила Павловича Быкова у создателей сериала не было. В первоначальных сценарных набросках фигурировали фамилии многих реальных адвокатов той поры как прототипов героев фильма. Впоследствии, однако, те наделялись вымышленными именами. Фамилия Быков сохранилась, скорее всего, из-за перемены в команде сценаристов, произошедшей в последние недели перед съемками. Но сама фигура одного из руководителей адвокатуры, замысленная как антипод главной героини, появилась в сценарии именно под такой фамилией не случайно.

Телесериал консультировали адвокаты Московской областной коллегии. Поэтому, думается, главная героиня – не городской, как Дина Каминская, по мотивам книги которой снят сериал, а областной адвокат. И работает она в единственном действительно элитном филиале тех времен – Московской областной коллегии адвокатов. Этот филиал, кстати, сохранился и находится на том же самом месте. И несколько ветеранов сохранилось в его составе. Но подавляющему большинству нынешних коллег имя ушедшего из жизни четверть века назад известного представителя нашей корпорации не известно. И это очень печально.

Спасибо Алексею Павловичу, что напомнил о том, кто в нелегких условиях противостоял недругам адвокатуры и не дал утратить славные традиции наших присяжных предшественников.



Алексей Галоганов
Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области, Заслуженный юрист РФ

Образец Адвоката, Руководителя, Человека

20 мая 2020 г.

О Михаиле Павловиче Быкове


В апреле этого года по Первому каналу российского телевидения был продемонстрирован многосерийный художественный фильм «Заступники». Я не буду давать оценку этому фильму – пусть это сделают телезрители и кинокритики, хотя вопросов к его создателям у меня и моих коллег возникло очень много.

Адвокаты Московской области (и не только Московской) обратили внимание на то, что фамилия одного из руководителей Московской областной коллегии того времени (а это 60-е – 80-е годы прошедшего столетия) – Быков. Казалось бы, «подумаешь, какая-то фамилия, ну и что?».

Но, во-первых, фамилии всех других персонажей фильма вымышленные, только одна реальная – Быков. Во-вторых, Быков как руководитель адвокатуры показан в негативном свете, мягко говоря, как человек, имевший отношение в КГБ СССР, «стучавший» на адвокатов.

И у адвокатов, естественно, возник вопрос: «Кто такой, этот негодяй Быков?».

К сожалению, людей, знавших М.П. Быкова, а тем более, работавших с ним, осталось не так уж много, поэтому рискну взять на себя ответственность рассказать о нем, поскольку считаю его своим Наставником и Учителем. Тем более, что председателем Московской областной коллегии адвокатов после его смерти был избран я.

Михаил Павлович Быков родился 14 октября 1919 г. в п. Новая Деревня Сасовского района Рязанской области. Десять классов он окончил с золотой медалью в г. Воскресенске Московской области и, поскольку, еще будучи школьником, практически в совершенстве овладел немецким языком, ему предложили остаться в этой же школе преподавателем немецкого языка. Два года молодой юноша преподавал иностранный язык в родной школе, сразу же после ее окончания.

В 1940 г. он поступил на учебу в Московский юридический институт. С первых же дней Великой Отечественной войны просился на фронт, но из-за слабого зрения был оставлен в резерве.

Как и большинство студентов был мобилизован на строительство оборонительных сооружений – копал противотанковые рвы под Смоленском, под Москвой. И учился. В 1944 г. с отличием закончил юридический факультет института.

После окончания института был направлен в Высшую дипломатическую школу, которую также с отличием окончил в 1946 г., в совершенстве овладев помимо немецкого английским языком.

Молодой дипломат блестяще начинает карьеру, получив направление на работу в Соединенные Штаты Америки. Кстати, поехал он туда вместе со своим другом-однокурсником А.Ф. Добрыниным, впоследствии ставшим выдающимся советским дипломатом – послом СССР в США и секретарем ЦК КПСС.

Вероятно, карьера молодого атташе М.П. Быкова на дипломатическом поприще сложилась бы не менее удачно, чем у А.Ф. Добрынина, но вмешался Его Величество Случай. Михаил Павлович зашел в гости к коллеге-американцу, кто-то доложил в соответствующие инстанции, и на этом его карьера дипломата закончилась. Отзыв в Москву, выговор по партийной линии и увольнение по сокращению штатов.

После недолгой работы в издательстве «Иностранная литература» и Министерстве юстиции РФ Быков понял, что чиновничья работа не для него. С февраля 1950 г. и до конца своих дней Михаил Павлович – адвокат Московской областной коллегии. Карьера адвоката, как и любого вновь принятого в МОКА, началась с района – его направили в Ступинскую юридическую консультацию. Вскоре он становится ее заведующим, а через несколько лет возглавляет крупнейшую в то время в Московской области – Подольскую юридическую консультацию.

Коллеги по адвокатуре оценили его сверхпорядочность, дипломатичность, организаторские способности, профессиональное мастерство, и в мае 1964 г., через 14 лет после вступления в коллегию, Михаила Павловича практически единогласно избирают председателем Президиума Московской областной коллегии адвокатов. С тех пор с завидным постоянством его каждые два года переизбирают на эту должность. Почти 24 года он был бессменным председателем Президиума МОКА. В сентябре 1988 г. Михаил Павлович Быков навсегда ушел от нас, оставаясь для всех, кто его знал, образцом Адвоката, Руководителя, Человека. А Московская областная коллегия адвокатов под его руководством завоевала огромнейший авторитет среди адвокатов России и СССР.

Моя первая встреча с М.П. Быковым состоялась в августе 1979 г., когда я после окончания юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по распределению и по зову сердца стал стажером МОКА. Меня встретил полноватый, лысоватый, не очень высокого роста, в очках, добродушно улыбающийся человек.

Разговор наш был недолгим, но его улыбка, обаяние, интеллигентность, остроумие – сразили меня наповал, и я понял, что профессию и место работы я выбрал не случайно.

Судьба так распорядилась, что через несколько лет я по рекомендации М.П. Быкова стал заведующим Воскресенской юридической консультацией – города, в котором прошло детство и юность Михаила Павловича. В то время я был единственным в Московской области заведующим, не состоящим в КПСС.

Уже в начале 80-х гг. М.П. Быков чувствовал «ветер перемен» и смело рекомендовал молодых адвокатов на выборные должности в адвокатуре. В 1986 г. Л.Н. Ковалеву, меня и совсем еще юного А.К. Колпакова (к тому времени уже заведующего Ногинской юрконсультацией) избрали членами Президиума МОКА опять же по рекомендации М.П. Быкова.

А после его смерти я нашел тетрадь в кожаном переплете, в которую были внесены рукой Михаила Павловича фамилии молодых, перспективных адвокатов из всех районов Московской области, т.е. резерв МОКА. Эта тетрадь до сих пор хранится у меня, а все «резервисты» стали достойными руководителями адвокатских образований и блестящими адвокатами.

Он очень любил молодежь, и она отвечала ему взаимностью…

Михаила Павловича уважали все адвокаты. Он отличался какой-то особенной природной интеллигентностью, умел слушать и слышать собеседника, всегда разговаривал со всеми спокойным, ровным голосом и … с улыбкой.

Его отчетные доклады на общих собраниях приходили слушать адвокаты не только Московской области, но и Москвы, потому что являлись образцами красноречия, риторики, четкости и ясности, дружеской критики и … остроумия.

Он был прекрасным шахматистом. И в свободные от работы минуты его можно было увидеть за шахматной доской, где соперниками были опытные шахматисты – Б.Л. Пиотровский, Г.И. Тумасов и др. Сегодня в шахматных турнирах он играл бы на «первой» доске нашей Адвокатской палаты…

Как адвокат М.П. Быков был блестящим профессионалом и, несмотря на свою чрезвычайную занятость, постоянно находил время для ведения дел, в основном, уголовных.

Случались в его практике и курьезы. Однажды в Президиум МОКА пришло «частное определение» в отношении М.П. Быкова В нем указывалось, что «адвокат Быков допустил грубое выражение в отношении судебно-прокурорских работников». Комиссия, проверявшая обоснованность «частного определения» суда, установила, что секретарь судебного заседания записала в протокол слова адвоката: «свидетели подтасовывают материалы». На самом же деле Михаил Павлович сказал: «свидетели подтаскивают материалы». Михаил Павлович часто вспоминал эту историю и на этом примере учил молодых коллег продумывать каждую свою фразу, грамотно составлять документы.

М.П. Быков был необыкновенным эрудитом, любил литературу и поэзию, знал наизусть и цитировал многих русских классиков, прекрасно читал стихи и писал сам. Он в совершенстве владел английским, немецким, французским языками, читал газеты и журналы на испанском, сербском, чешском, и других языках.

Михаил Павлович был сверхпунктуальным и сверхобязательным человеком. Каждый день, в восемь часов утра, он был на своем рабочем месте и раньше шести часов вечера не покидал свой кабинет. К нему можно было прийти в любое время и по любому вопросу, и он всегда находил возможность выслушать каждого и помочь советом.

Все адвокаты знали, если М.П. Быков кому-то что-то пообещал, он обязательно выполнит свое обещание. И так было всегда.

Пожалуй, единственным его недостатком было то, что он очень много курил. Курил только папиросы «Беломорканал». Возможно, это способствовало его заболеванию и преждевременному уходу из жизни – врачи обнаружили у него «рак легких».

За день до смерти мы навестили его в Боткинской больнице. Ему уже было тяжело говорить, но, несмотря на это, он обсудил с нами все адвокатские проблемы и напомнил, что нужно ускорить оформление документов на присвоение звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» заведующей Истринской юрконсультацией Татьяне Ивановне Григорьевой. Его волю мы выполнили. Когда мы уходили от него, он, улыбаясь, почти шепотом произнес: «Послушайте последний анекдот…»!

Вот таким он был – Михаил Павлович Быков...

Адвокат Г.И. Тумасов, его друг, сказал: «Когда хотят сказать очень хорошее о ком-то, то говорят: светлый человек. Вот Михаил Павлович и был таким светлым человеком. Упаси Бог, не иконой, но что-то притягивало к нему людей. Скольким он помог – не поддается учету».

Михаил Павлович Быков был настоящим «Заступником» и для людей, и для адвокатов…

Авторам фильма неплохо было бы поинтересоваться биографией этого воистину светлого человека. Кстати, на похороны своего друга приехал Посол СССР в США – Анатолий Федорович Добрынин.

14 октября 2019 г. исполнилось 100 лет со дня рождения М.П. Быкова. Мы посетили в этот день его могилу на Востряковском кладбище, возложили цветы и долго его вспоминали.

Пока жива память, имя человека остается с нами. А Михаил Павлович Быков навсегда останется в наших сердцах и в истории адвокатуры.



Ольга Руденко
Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края

Седовы, сильные духом

1 июня 2018 г.

О примере адвокатского поступка, отмеченного в книге и фильме


У замечательного фильма «Защитник Седов» в этом году юбилей – 30 лет. Настоятельно рекомендую коллегам посмотреть его или пересмотреть. Снятый в годы перестройки, он не получил большого зрительского успеха и внимания отечественных критиков, хотя и собрал немало наград за рубежом. Затерялся в тени большого потока картин, обличавших жестокие времена сталинских репрессий. А жаль, ведь этот черно-белый среднеметражный фильм действительно выгодно выделяется на их фоне, смотрится на одном дыхании, поднимает целый пласт нравственных проблем и потрясает финалом.

Так что уже и с точки зрения искусства вспомнить об этом замечательном фильме нелишне. Но нас, конечно, прежде всего интересует образ адвоката, созданный на экране, а перед этим и в одноименной повести. Тем более что у главного героя Владимира Седова есть реальный прототип – Владимир Львович Россельс, выдающийся адвокат, чье становление совпало со становлением молодой советской республики. Окончив Московский государственный университет еще до революции, он был востребован новой властью в качестве специалиста в различных органах управления, а с 1924 г. вошел в столичную коллегию адвокатов.

Можно ли «быть в мире, но не от мира сего»? Пожалуй, это главный вопрос, на который дает ответ фильм. Остаться человеком, сохранить внутренний стержень и непреходящие ценности можно и нужно, несмотря на порой озверелую действительность. При этом действуя исключительно по закону и заставляя других его исполнять.

Спасая других от, казалось бы, неминуемой смерти, рискуя собой, адвокат до конца исполняет свой долг, защищая четверых приговоренных к расстрелу людей, простых агрономов, уже признанных врагами народа и ожидающих приведения приговора в исполнение. Местные адвокаты отказались составлять жалобу, руководствуясь «революционной совестью». Коллеги, понимая опасность, отговаривают Седова ехать в провинциальный городок, и он тоже не может не осознавать последствия такого выбора. Но объясняет его так: «Что поделаешь? Иначе ведь тоже нельзя. Противно иначе».

Сцена общения адвоката и приговоренных к смерти пронзительна. Они не верят, что правосудие в их ситуации возможно в принципе: «А разве нам можно жалобу? Мы же во всем признались...»

Владимир Львович прожил долгую жизнь. Хотя за принципиальность его все же «отвели», а затем и отчислили из адвокатуры, но это случилось уже намного позже описанного случая, который вошел в историю как пример настойчивости, смелости, поиска справедливости. Есть версия, что Россельсу удалось пробиться на прием к прокурору СССР Вышинскому, с которым он был прежде знаком, и убедить его в чудовищной «ошибке» следствия и суда. Если это и правда, то вовсе не умаляет заслуги Россельса в спасении людей. Ведь адвокат обязан использовать все законные способы защиты своего доверителя.

Адвокатура пережила многое. Состояла ли она исключительно из героев? Отнюдь. Но даже в самые суровые годы оставалась наиболее демократичной структурой. Хотя и под надзором государства, но все-таки на особом положении. И сильных духом людей трудилось в ней предостаточно.

Не могу не вспомнить моего коллегу, ставропольского адвоката и писателя Юрия Александровича Каширина, не так давно ушедшего из жизни. На презентации книги мы попросили его напутствовать молодых адвокатов. «Не надо ничего бояться, нужно помнить одно: мы защищаем человека, это божественное предназначение, и об этом нужно помнить всегда», – сказал Юрий Александрович. И это были не просто философские размышления. Он провел много блестящих дел, добился вынесения 22 оправдательных приговоров.

Среди них, например, дело Салсанова в 1985 г. Полный зал возмущенных людей, требующих самой суровой кары для подсудимого, обвиняемого в двойном убийстве, в том числе и малолетней девочки. Казалось, они готовы растерзать не только подсудимого, но и адвоката… Вынесенный обвинительный приговор отменил по жалобе Каширина Верховный Суд РСФСР, затем защитник добился оправдания невиновного. И лишь спустя время, за которое тот мог уже лишиться жизни, был найден настоящий убийца.

По большому счету подвиг, связанный с большими рисками, от адвоката сегодня требуется крайне редко. Препятствия, неприятности, козни действительно встречаются на нашем пути. Но все же это не смертельные опасности. Когда вам покажется, что вам трудно и бороться дальше бесполезно, вспомните «Защитника Седова» или пример тех достойных коллег, кто обязательно был или есть рядом с вами.