Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Принятый закон важен гражданам не меньше, чем адвокатам
СМИ: Зачем создается единый реестр адвокатов?
19 апреля 2024 г.
Фемида слепо верит экспертизе
СМИ: Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов
18 апреля 2024 г.
На адвокатов давит «тайна следствия»
СМИ: Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Защищать в одиночку или целой командой?

25 февраля 2021 г. 13:03

«Сфера»: Один против команды адвокатов – есть ли шансы?


В каких делах может понадобиться группа юристов, а в каких случаях это может пойти во вред? Какую стратегию выбрать адвокату-одиночке против группы коллег-оппонентов и есть ли у него шансы на победу? На эти и другие вопросы ответили практикующие адвокаты. В частности, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина указала, что команда позволяет собрать узких специалистов во всех требуемых областях конкретного спора, но при этом важно учитывать, что суд в конкретных делах может ограничить время выступления представителей, чтобы соблюдать баланс интересов сторон спора.

Когда и зачем стоит собирать команду адвокатов?

Приглашать несколько юристов – право каждого человека. Так что для дополнительного успокоения и при финансовых возможностях выбрать сразу двух и более защитников и представителей можно когда угодно. Однако есть случаи, когда группа адвокатов действительно может помочь усилить позицию в суде.

Во-первых, по мнению адвоката АП Санкт-Петербурга Анатолия Логинова, речь идет о делах, в которых привлекаются несколько обвиняемых. Их защиту продуктивнее осуществлять группой адвокатов, работающих в одной команде. «Во-вторых, в сложных уголовных делах, когда расследуемое деяние находится на стыке с другими (кроме уголовного закона) отраслями права (налоговое, таможенное, банкротное), к защите необходимо привлекать и специалистов из этих областей. Адвокат-одиночка, “универсальный специалист в любой отрасли”, с таким делом, скорее всего, не справится или справится значительно хуже. Ну и, наконец, зачастую в уголовном деле необходимо обеспечить защиту свидетелям, опровергающим мнение обвинения. В таком случае использование группового варианта защиты является необходимым», – говорит Анатолий Логинов. 

С ним соглашается член Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Сергей Токарев. «Дела бывают разные, по некоторым необходимы адвокаты, специализирующиеся на других отраслях права, например, специалисты в налогах, арбитраже, в слиянии и поглощении и так далее. Допустим, привлекается ряд лиц из крупного холдинга. К ним вопросы от Следственного комитета, от налоговой, плюс они в длительном корпоративном споре с контрагентами в арбитраже. Один адвокат весь процесс не потянет. Нужна команда и распределение ролей», – считает адвокат.

Как выстраивать работу в команде?

Главное правило, которое называют все эксперты, – отсутствие конкуренции и согласованность действий. «Ключевое, по моему мнению, в групповой защите – формирование команды адвокатов-единомышленников, с определением координационного центра – мозга команды. Тогда и противоречий будет меньше, и отсекаться они будут на стадии подготовки к процессу, а не в его разгар. Если организовать групповую защиту правильно, с определением руководящего звена, зон ответственности и расстановкой адвокатов по тем направлениям, в которых каждый из них наиболее профессионален, положительный результат будет наиболее вероятен», – считает Анатолий Логинов.

С точки зрения Сергея Токарева, самый естественный путь добиться сплоченности – набрать людей из одного адвокатского образования. В этом случае адвокаты знают друг друга много лет, у них уже сложились определенные социальные связи, и все понимают, кто старший, кто главный и кто какую роль играет. При этом разделение ответственности может быть как по компетенции каждого специалиста, так и просто по распределению сфер работы.

«Как правило, обращаются за юридической помощью к адвокату, который будет основным в группе, будет координировать ее деятельность и отвечать за процесс в целом. Однако также нужен защитник, который будет посещать доверителя в СИЗО, выполнять техническую работу, обеспечивать связь с родственниками, рассказывать, что происходит, принимать от клиента просьбы. Могут возникнуть и какие-либо дополнительные задачи – для этого могут потребоваться и третий, и иногда даже четвертый адвокат», – рассказывает Сергей Токарев.

В свою очередь член АП Московской области Михаил Гусев предлагает набирать команду с учетом опыта каждого ее члена. «Представляется возможным формировать команду, включая в нее одного-двух опытных юристов, которые поведут за собой всю команду, юристов среднего уровня для повышения их профессиональных компетенций, которые могут участвовать в подготовке процессуальных документов и сборе доказательств, а также младших юристов, которые могут оказывать поддержку выступающим представителям в заседании, предоставлять необходимые материалы дела, доказательства, которые необходимо передать суду», – комментирует он.

В чем преимущества и недостатки команды адвокатов?

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина рассказала, что команда позволяет собрать узких специалистов во всех требуемых областях конкретного спора.

При этом сразу стоит готовиться к большим финансовым тратам, чем в случае с одним адвокатом. По своему опыту Светлана Володина также замечает, что судьи в конкретных делах могут ограничить время выступления представителей, чтобы соблюдать баланс интересов сторон спора, так что подобное развитие событий стоит заранее учитывать.

Один против команды адвокатов: есть ли шансы?

Примеров, когда адвокатам в одиночку удавалось выстоять против целой группы оппонентов, много. Так, Светлана Володина вспоминает защитника Жака Вержеса. «Это французский адвокат, известный как “адвокат дьявола”. По одному из процессов обвинение поддерживало 43 прокурора и представителя потерпевших, а защитником был он один. Можно работать и одному, это сложнее, но имеет значение опыт этого одного», – утверждает вице-президент ФПА РФ. Похожий случай был и в ее практике. 

«Я помню свой процесс по гражданскому иску Николая Цискаридзе к Большому театру. Я представляла Цискаридзе, а Большой театр – большая группа адвокатов: и непосредственно участвующих в процессе, и сидящих в зале и готовящих позиции. Я засомневалась, нужна ли мне дополнительная помощь, но потом решила, что никаких вопросов, с которыми бы я не справилась, в этом споре нет. Но консультант у меня был, собственно, по всем вопросам – мой муж Пастухов Игорь Николаевич, он тоже адвокат. Суд частично удовлетворил наши требования», – рассказывает Светлана Володина. 

Источник – онлайн-журнал «Сфера».

Поделиться