Лента новостей
Верховный Суд озабочен оправдательным настроем присяжных
Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов
Лжеюристы стали клиентами полиции
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Возьмите на память
Советник ФПА Юрий Костанов комментирует предложение разрешить подозреваемым и обвиняемым копировать материалы дела на любой стадии
Соответствующий законопроект внесли в Госдуму председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, заместитель председателя этого комитета Константин Добрынин и председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов.
В наши дни кажется само собой разумеющимся, что любой документ можно взять и размножить сколько угодно раз или записать его на свой компьютер и открывать, когда вздумается. А как иначе, если документ нужен для дела? Но, как выясняется, в уголовной сфере дела складываются несколько иначе, по крайней мере на стадии предварительного расследования.
Как рассказывают эксперты, нередко адвокатам приходится рассчитывать только на свою память и скорость авторучки. Переписывать можно, сканировать или ксерокопировать не дают.
Иногда еще можно улучить момент и снять листок протокола на фотоаппарат или телефон, благо сейчас это нетрудно. Но когда бумаг много, а рядом сидит недовольный следователь, то и это становится проблемой.
- Отсутствие нормы, регулирующей право получать копии процессуальных документов, на практике порождает злоупотребления со стороны следователей, - говорит сенатор Константин Добрынин.
По его словам, следователи запрещают снимать копии с указанных документов, ссылаясь на статью 217 УПК РФ, которая предоставляет право снимать копии с материалов уголовного дела только в процессе ознакомления с ним. При этом можно делать выписки из процессуальных документов.
- В итоге получается, что следователи не запрещают стороне защиты переписывать процессуальные документы, но запрещают сделать их копию, что является явным злоупотреблением со стороны следователей и неуважением к стороне защиты,- поясняет Константин Добрынин.
По его словам, возможность переписать процессуальный документ, как и право ознакомиться с ним, указывает на то, что принцип тайны предварительного следствия не нарушается.
Поэтому нет оснований для запрета на изготовление копий таких документов. Просто различные "нет" и "нельзя" усложняют жизнь защите, не в этом ли их смысл? Но это неправильные методы.
Законопроект обязывает должностных лиц органов предварительного следствия не чинить препятствий для стороны защиты для получения копии процессуальных документов.
- Вполне разумное предложение, - считает советник Федеральной палаты адвокатов Юрий Костанов. - Безусловно, нельзя требовать того, чтобы копии можно было снимать со всех документов, находящихся в деле. Все-таки для того, чтобы следователь мог эффективно работать, многие документы не должны предаваться какой бы то ни было огласке.
Однако если обвиняемый уже ознакомился с документом или в случае, когда речь идет о протоколе допроса с его участием, безусловно, здесь не должно быть никаких препятствий для копирования.