Лента новостей

2 ноября 2024 г.
Конституционный Суд РФ запретил применять сроки давности по коррупционным делам
СМИ: КС «элегантно обошел острие проблемы» – адвокат
31 октября 2024 г.
Адвокаты просят улучшить онлайн-запись в СИЗО
СМИ: пока проблема с посещением заключенных в изоляторах остается острой, говорят эксперты
29 октября 2024 г.
Присяжные по-прежнему оправдывают каждого четвертого
СМИ: Обвинение «народных судей» в тенденциозности для отмены вердиктов применяется нечасто

Мнения

Олеся Никитина
31 октября 2024 г.
Адвокатское сообщество успешно справляется с важной миссией по правовой поддержке военнослужащих
Об участии в проектах Ассоциации юристов России по оказанию правовой помощи участникам СВО и членам их семей

Интервью

Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
1 ноября 2024 г.
Сергей Макаров
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Династии адвокатуры – лучший способ для того, чтобы прошлое адвокатуры нашей страны, став настоящим, продолжалось в будущем

Воздушный маршал

17 июня 2021 г. 12:48

«Агентство правовой информации»: Россия присоединилась к обновленной международной конвенции о борьбе с авиадебоширами


Правонарушителями на воздушном транспорте теперь могут быть объявлены пассажиры, отказавшиеся выполнять любое указание экипажа. Авиакомпании уже пригрозили строгими санкциями, в том числе снявшим во время полета маску. Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что командир судна правомочен применить к нарушителям ограничительные меры без возбуждения уголовного дела либо составления протокола об административном правонарушении – соответствующие процессуальные документы могут быть составлены после посадки самолета.

Формально устроивших дебош в большинстве российских самолетов, в том числе почти всех летающих в ливрее «Аэрофлота», в настоящее время должны судить по законодательству Бермудских островов. Ратифицированный так называемый Монреальский протокол урегулирует вопросы юрисдикции рассмотрения споров о преступлениях, совершенных на борту выполняющих международный перелет воздушных судов.

Протокол, подписанный в Монреале в 2014 г., допускает применение в отношении авиадебоширов юрисдикции как государства регистрации, так и владельца (эксплуатанта) и места совершения посадки. Такая норма позволит использовать национальное законодательство страны перевозчика, то есть допустившего нарушение на борту «Аэрофлота» или другой иной отечественной авиакомпании будут судить в российском суде и по российским законам. Выбор юрисдикции делегируется командиру. В частности, после запланированного приземления в иностранном аэропорту он вправе передать компетентным органам этого государства совершившего противоправный акт пассажира.

Федеральный закон о присоединении нашей страны к Монреальскому протоколу формально вступает 22 июня. «Протокол является результатом коллективных усилий международного сообщества по расширению сферы применения Токийской конвенции, с тем чтобы позволить государствам, помимо государства регистрации воздушного судна, осуществлять юрисдикцию в отношении недисциплинированных пассажиров. Присоединение к Протоколу расширит возможности Российской Федерации в части пресечения роста числа и снижения степени серьезности случаев недисциплинированного поведения на борту воздушных судов гражданской авиации. Протокол также будет способствовать действиям государств по оказанию помощи друг другу в целях пресечения недисциплинированного поведения и восстановления должного порядка и дисциплины на борту воздушных судов гражданской авиации», – убеждены в Министерстве транспорта РФ.

Вместе с тем нормы международного соглашения будут применяться не раньше сентября – через два месяца после передачи специального документа Генеральному секретарю Международной организации гражданской авиации (ICAO). Кроме того, по данным профильного комитета Госдумы, из почти 200 входящих в ICAO государств только 28 ратифицировали Монреальский протокол. Среди них – Египет, Казахстан, Китай, Куба, Кувейт, Малайзия, Мозамбик, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Парагвай, Сенегал, Турция, Уганда, Уругвай и некоторые другие. Ни Соединенные Штаты Америки, ни большинство стран Европейского Союза, ни СНГ делиться юрисдикцией пока не намерены.

Также Монреальский протокол уточняет само понятие противоправного акта на борту воздушного судна. Кроме непосредственно физического нападения на члена экипажа или таких угроз «недисциплинированным» признается пассажир, отказавшийся выполнять любые законные указания члена экипажа «в целях обеспечения безопасности воздушного судна, находящихся на его борту пассажиров или имущества». Схожая норма закреплена и в действующем Воздушном кодексе РФ: авиакомпания вправе расторгнуть договор перевозки, то есть высадить пассажира, за любое нарушение правил поведения, создающих угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц, а также в случае невыполнения распоряжений командира.

На практике такие формулировки позволяют считать противоправным актом или даже преступлением любое несогласие пассажира порой со спорными требованиями экипажа.

Пандемия принесла новые угрозы. Почти все авиакомпании обязывают пассажиров носить маски, которые должны плотно прилегать к носу и рту. Снимать их разрешается только на время приема пищи. Несогласным, в том числе имеющим медицинские противопоказания, предлагается покинуть борт воздушного судна до взлета. А в случае нарушения – выявления пассажира без индивидуального средства защиты – «Аэрофлот» угрожает экстренной посадкой самолета и взысканием причиненного ущерба. 

В Воздушном кодексе РФ подчеркивается, что бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира лежит на перевозчике. В то же время практика свидетельствует, что авидебоширом члены экипажа могут объявить практически любого законопослушного клиента. При этом составленный стюардессой акт или ее свидетельства рассматриваются как неопровержимое доказательство вины пассажира.

С 2018 г. у российских авиакомпаний появилось законное основание не продавать билеты злостным хулиганам. Таковыми признаются граждане, осужденные за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, хулиганство на воздушном транспорте, а также уличенные в невыполнении законных распоряжений командира воздушного судна. Закон предписывает перевозчику в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

В отличие от расторжения договора по инициативе авиакомпании, в «черный список» пассажир включается только после вступления в законную силу приговора или постановления о привлечении к административной ответственности. Причем через год после этого правонарушитель должен быть исключен из реестра. Более того, билет должен быть продан даже злостному авиадебоширу, если он летит к месту лечения, на похороны, сопровождает инвалида, может вернуться в Россию только самолетом и в ряде иных случаев.

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян пояснил, что когда самолет находится в полете и на борту совершаются противоправные действия, угрожающие безопасности, командир правомочен применить к нарушителю ограничительные меры. Такое решение может приниматься при наличии достаточных данных о совершении или подготовке преступления или административного правонарушения. Для этого не требуется возбуждение уголовного дела либо составление протокола об административном правонарушении – соответствующие процессуальные документы могут быть составлены после посадки самолета и проведения соответствующей проверки.

«Конечно, действующие нормы не могут гарантированно защитить пассажиров от злоупотреблений, поскольку всегда возможны ошибки в их применении. Вместе с тем в дальнейшем в ходе проверки либо предварительного расследования имеется возможность установить действительные обстоятельства произошедшего и дать им правильную правовую оценку, исправив допущенные ошибки и неточности», – сказал Нвер Гаспарян.

Источник – «Агентство правовой информации».

Поделиться