Лента новостей
Следователи привыкли ограничивать подозреваемым свободу
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации
Адвокат объяснил, чем опасны переводы незнакомцам по номеру телефона
Мнения
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
Интервью
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Военная Фемида
«Агентство правовой информации»: Ежегодно военные суды рассматривают тысячи уголовных и десятки тысяч гражданских и административных дел
Предстать перед гарнизонным судом может даже никогда не служивший в армии и не принимавший присягу. Вместе с тем военная Фемида в ряде случаев оказывается более гуманной и транспарентной. Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвер Гаспарян отмечает, что военная юстиция существует в России в течение уже почти четырех веков и нет никаких разумных и убедительных причин отказываться от этого института.
Разбирательство в военных судах регулируется обычными процессуальными кодексами. Ряд уголовных дел рассматривается даже присяжными, причем гражданскими. Штатскими формально являются и сами служители Фемиды.
В настоящее время система военных судов состоит из ста гарнизонных судов, рассматривающих большинство дел по первой инстанции и наделенных аналогичной районным судам компетенцией. Функции областных судов выполняют пять окружных и четырех флотских суда. Также функционируют кассационный и апелляционный военные суды. Высшая инстанция – военная коллегия Верховного Суда России.
Еще в 1992 г. военные трибуналы передали в подчинение Министерства юстиции РФ, но в течение еще семи лет их деятельность регулировалась советским законом 1958 г. Новый федеральный конституционный закон гарантировал военным судам формальную независимость от оборонного ведомства и даже финансирование из федеральной казны через гражданскую систему Судебного департамента. Однако судьями могли назначаться только кадровые офицеры. В законе закреплялся и «табель о рангах»: судье гарнизонного суда предписывалось иметь звание подполковника, окружного или флотского – полковника, возглавлять такой суд мог генерал-майор юстиции и т.д.
В 2003 г. законодатели предложили ликвидировать систему военной юстиции. По мнению авторов законопроекта, соответствующие судьи, прокуроры и следователи продолжают оставаться в «довольно жесткой зависимости» от военных структур и командования.
После реформы военной юстиции в 2009 г. судьями стали исключительно штатские лица. Хотя обеспечение судов транспортом и средствами связи, служебными помещениями, обслуживание, эксплуатацию и охрану зданий оставили за соответствующими военными формированиями.
Согласно действующему федеральному конституционному закону военные суды рассматривают все уголовные дела в отношении военнослужащих и призванных на сборы, о совершенных ими административных правонарушениях, а также гражданские и административные споры о нарушении их прав. Кроме срочников и контрактников Вооруженных сил РФ, военнослужащими являются сотрудники Федеральной службы безопасности и сотрудники других силовых ведомств.
С другой стороны, в гарнизонном или окружном суде может оказаться гражданин, вообще никогда не имевший никакого отношения к военной службе. Так, согласно действующему УПК РФ они рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных группой лиц, хотя бы один из которых является военнослужащим, и выделение дела остальных граждан невозможно.
С мая 2014 г. независимо от статуса обвиняемых исключительно военной Фемиде подсудны и все дела о террористической деятельности.
Вместе с тем статистика опровергает распространенное мнение о засекреченности работы военных судов – в закрытых заседаниях они рассматривают всего 2,7% уголовных дел, тогда как в целом по судам общей юрисдикции такая доля превышает 3,1%. Почти за десять лет до принятия закона, предусматривающего обязательную публикацию судебных актов в сети «Интернет», руководители ряда военных судов (в частности – петербургского гарнизонного и ленинградского окружного) своими силами стали создавать сайты и размещать на них принятые решения.
Также статистика свидетельствует, что при рассмотрении уголовных дел виновными признаются только 61,3% обвиняемых военнослужащих, тогда как в отношении «гражданских» такие приговоры выносятся в 67% случаев.
С другой стороны, не любой желающий, журналист и даже адвокат участника спора может свободно посетить открытые заседания Апелляционного военного суда. Он дислоцирован в подмосковном закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Власиха, для входа и проезда в который требуется получить специальный пропуск.
Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил, что создание и функционирование военной юстиции обосновывается особенностями военной службы, составов воинских преступлений, а также необходимостью осуществления своей деятельности непосредственно в армии, во время военных действий в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.
«Полагаю, что деятельность военной юстиции не нарушает прав “гражданских соучастников”, которые привлекаются к уголовной ответственности наряду с военнослужащими и имеют те же процессуальные гарантии и полномочия, которые предусмотрены при рассмотрении дела в “гражданском” суде», – сказал Нвер Гаспарян.
Источник – «Агентство правовой информации».