Лента новостей
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации
Адвокат объяснил, чем опасны переводы незнакомцам по номеру телефона
Предлагается смягчить правила наказания матерей за повторные преступления
Мнения
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
Интервью
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
СМИ: Правовые позиции Конституционного Суда РФ или игнорируются, или переиначиваются
Нарушение прав граждан на защиту происходит и в судах присяжных, например из-за размывания на практике изначально четких позиций Конституционного Суда РФ. Скажем, тот разрешил подсудимым заявлять о непричастности к преступлению и высказывать подозрения в адрес иных лиц. В реальности же это часто запрещается или используется для отмены оправдательных вердиктов, хотя иногда российская Фемида, наоборот, вспоминает о давних указаниях КС. Однако как игнорированием, так и интерпретацией его подходов вертикаль правосудия обычно занимается не в интересах обвиняемых.
На научно-практическую конференцию «Нарушение права на защиту как системная проблема правосудия», которую организовали в Москве кафедра адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, Адвокатская палата Московской области, Федеральный союз адвокатов России и Федеральная палата адвокатов РФ, делегаты съехались со всей страны. Участники мероприятия выразили сожаление о «неприемлемо низкой» степени доверия граждан к отечественной Фемиде, которая, по весьма распространенному мнению, не способна защитить их права.
Разбирая тренды на прямое нарушение права на защиту, советник ФПА РФ Сергей Насонов подчеркнул, что в судебной практике наблюдается такое негативное явление, как «перманентное нивелирование позитивных позиций КС РФ, высказанных по вопросам производства в суде присяжных». Он рассказал подробнее о некоторых конкретных случаях. Например, в определении от 2020 г. КС РФ указал, что ст. 252 Уголовно-процессуального кодекса РФ не содержит положений, которые ограничивают право подсудимого высказывать доводы, опровергающие позицию обвинения. В том числе о своей непричастности к преступлению и его совершении другим лицом. Более того, КС декларировал, что подсудимый может не просто заявлять об этом присяжным, но и «приводить доказательства, подтверждающие это утверждение».
Однако дальше, заметил Сергей Насонов, началось размывание этой правовой позиции КС. Так, в соответствующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ было внесено дополнение: подсудимому должна быть обеспечена возможность «довести до коллегии присяжных заседателей свою позицию». «Эту формулировку при буквальном истолковании можно было понять так, что можно что-то “сообщить присяжным”, но не представлять доказательства. И практика сразу же стала толковать данное положение именно так, а не тем образом, как рекомендовал КС РФ», – пояснил эксперт. Еще один пример от Сергея Насонова – это определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 2023 г. В нем вообще было отмечено следующее: «Вопреки доводам защиты, основанным на ошибочном понимании правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 2020 г., установление этих обстоятельств не соответствовало положениям ст. 252, 334 УПК РФ. Несмотря на то что нормы уголовно-процессуального закона не запрещают подсудимому доводить до присяжных заседателей информацию о причастности к инкриминируемым ему деяниям лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, исследование обстоятельств возможной причастности другого лица к преступлению в судебном заседании в соответствии со ст. 252 УПК РФ не допускается».
То есть весьма быстро суды стали более жестко подходить к подобным показаниям подсудимых, запрещая им даже говорить о причастности к преступлению иных лиц. И в итоге все вернулось к тому, что и послужило появлению данной позиции КС, посетовал Сергей Насонов. Есть и такой пример, как постановление КС от 2020 г., где говорится, что суд апелляционной инстанции вправе опросить присяжных о том, оказывалось ли на них незаконное воздействие в ходе вынесения вердикта. Судебной практикой эта позиция КС не отвергается, однако «если адвокат опросил присяжных, участвовавших в вынесении вердикта, то это становится поводом к изменению территориальной подсудности уголовного дела в случае отмены приговора и трактуется апелляционными и кассационными судами как некое не вполне законное действие со стороны защитника», отметил он.
Полную версию статьи читайте в «Независимой газете».