Лента новостей

24 апреля 2024 г.
Казнить нельзя отменить
СМИ: Научное сообщество высказалось против смертной казни
24 апреля 2024 г.
Общественная опасность преступлений – дело субъективное
СМИ: Конституционный Суд подтвердил исключительность служителей Фемиды
23 апреля 2024 г.
Месяц после теракта
СМИ: Около 250 пострадавших в «Крокус Сити Холле» получили бесплатную помощь адвокатов

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Трудовая антикоррупция

27 сентября 2019 г. 11:19

«Агентство правовой информации»: работодателям предложили реорганизоваться


Для предупреждения коррупционных проявлений со стороны сотрудников работодателям предложили перестроить все бизнес-процессы, ввести специальные санкции и расширить поощрения. Такие рекомендации подготовило Министерство труда и социальной защиты РФ. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Бородин сомневается, что документ будет востребован у частного бизнеса, при этом в государственных компаниях рекомендации по оценке коррупционных рисков действуют достаточно давно.

Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает руководителям компаний провести своего рода ревизию всех бизнес-процессов: «К числу направлений деятельности, потенциально связанных с наиболее высокими коррупционными рисками, в первую очередь относятся закупка товаров и услуг, получение и сдача в аренду имущества, реализация активов, а также любые функции, предполагающие финансирование организацией деятельности физических и юридических лиц (например, предоставление кредитов, спонсорской помощи и так далее). В качестве основного критерия дальнейшего ранжирования указанных направлений деятельности может использоваться объем финансовых средств, распределяемых в рамках того или иного бизнес-процесса», – отмечается в разъяснениях ведомства.

В отдельную категорию коррупционноемких направлений деятельности трудовое ведомство относит участие бизнеса в государственных и иных закупках, равно как любое другое «взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные, разрешительные, регистрационные функции по распределению бюджетных ассигнований, субсидий, а также ограниченных ресурсов». Также отдельно рекомендуется оценивать риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности или работой с зарубежными контрагентами.

Главные проблемы чиновники видят в наличии у отдельных работников полномочий совершить действие, позволяющее получить выгоду или преимущества для себя или сторонних лиц. По результатам всех проведенных исследований руководству компании следует составить ряд отчетных документов, в том числе реестр рисков и перечень «опасных» должностей, а в итоге сформировать «План мероприятий по минимизации коррупционных рисков». Также рекомендуется «информировать контрагентов о последствиях коррупционных правонарушений» и публиковать сведения об ответственности в офисах и на официальном сайте.

Для пресечения коррупции работодателям предписывается детально регламентировать бизнес-процессы в критических точках – определить порядок и сроки реализации проектов, их документационного обеспечения, ответственных лиц, закрепить четкие основания и критерии принятия любых влекущих конкурентное распределение выгоды решений, сведение к минимуму дискреционных полномочий работников организации. «Разумно расширив» круг участвующих в согласовании сотрудников, следует минимизировать количество принимаемых единоличных решений, а также исключить ситуации, при которых работник совмещает функции по исполнению решения и контроля за ним.

Кроме того, для предупреждения нарушений в трудовые контракты предлагается включать специальные антикоррупционные обязанности сотрудников. В дальнейшем это должно помочь применять к допустившим проступки меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение. «При этом необходимо исключить возможность двойного толкования, когда на отдельных работников такие обязанности не распространяются. Вместе с тем допускается ситуация, при которой на работников, замещающих связанные с высоким коррупционным риском должности, возлагается больше антикоррупционных стандартов. Например – представления декларации о конфликте интересов», – поясняют в ведомстве.

При применении к подчиненным санкций чиновники предлагают работодателям руководствоваться принципами адекватности и соразмерности, применимости и контроля. То есть наказание не может быть чрезмерно «мягким» или чрезмерно «жестким», но должно быть неотвратимым и рано или поздно применено на практике. Кроме того, в трудовом ведомстве считают нецелесообразным выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно по карательному принципу и рекомендуют предусмотреть также меры стимулирования, позволяющие мотивировать работников придерживаться установленных стандартов. Причем это могут быть как материальное поощрение – увеличение заработной платы, премии, повышение в должности, подарки и прочие, так и нематериальное – грамоты, личное одобрение со стороны руководства и коллег, доступ проявивших себя работников к различным внутрикорпоративным наградам. «Вознаграждение должно соответствовать приложенным сотрудником усилиям. Необходимо устанавливать такие критерии стимулирования, которых возможно достигнуть.

Рекомендуется избегать критериев, носящих субъективный характер, или методика расчета которых непонятна работникам. Все работники организации, независимо от специфики трудовой деятельности, должны иметь фактическую возможность получить вознаграждение», – отмечается в представленной чиновниками памятке.

«Появление указанных Рекомендаций вполне оправданно, – считает Сергей Бородин, советник Федеральной палаты адвокатов. – Обязанность организаций разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции была закреплена в федеральном законе еще в 2012 г. Но практика показывает, что данные нормы применяются разными организациями неодинаково, а отсутствие обеспечительных механизмов делает их мертворожденными». Эксперт обращает внимание, что несоблюдение рекомендаций не повлечет за собой ответственность, однако они могут служить ориентиром при подготовке и реализации стратегии корпоративного антикоррупционного комплаенса. В государственных компаниях рекомендации по оценке коррупционных рисков действуют достаточно давно, отмечает адвокат.

«Включение условия о необходимости соблюдения специальных требований в трудовой договор и наличие дисциплинарной ответственности за их неисполнение может стать ключевой частью системы антикоррупционного просвещения и в частных коммерческих структурах», – указал советник ФПА РФ.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2018 г. российские суды рассмотрели 689 дел о привлечении к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, 471 компания (68 процентов) были признаны виновными. Средний размер штрафа составил 2 млн рублей.

За получение взятки осуждены почти 3,5 тысячи человек, 494 из которых приговорили к реальным срокам лишения свободы; за дачу взятки – 1,4 тысячи, коммерческий подкуп – 296 человек.

Источник – «Агентство правовой информации».

Фото: ria.ru

Поделиться