Лента новостей

29 июля 2021 г.
Цифровое исполнительное производство
«Российская газета»: Минюст предложил автоматически направлять приставам судебные решения
28 июля 2021 г.
Жилищный развод
«Профиль»: Отобрать квартиру у честных покупателей станет сложнее
21 июля 2021 г.
КС узаконил досмотр адвокатов
«Независимая газета»: Сторону защиты оставили в неравноправном положении

Мнения

Алла Токманева
22 июля 2021 г.
Социально важное и нужное для общества дело
О развитии государственной системы бесплатной юридической помощи в Брянской области

Интервью

Чему не учат в вузах
22 июля 2021 г.
Максим Семеняко
Чему не учат в вузах
Санкт-Петербургский институт адвокатуры специализируется на прикладной тематике

Технолохотрон: Интернет наводнили «лотерейные» мошенники

22 марта 2021 г. 15:02

«Известия»: Письма с сомнительными ссылками и заманчивыми предложениями лучше отправлять в спам


В России появился очередной способ мошенничества в Интернете, сообщают «Известия». Аферисты рассылают электронные письма, в которых представляются сотрудниками лотерейных компаний и предлагают жертвам даровой билет. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян предупреждает, что жертвам аферы получить свои деньги назад будет затруднительно.

Вы «выиграли»

Лотереи, благодаря популярности среди россиян, попали в поле зрения интернет-мошенников. В первом квартале 2020 г. «Лаборатория Касперского» обнаружила 219 псевдолотерейных мошеннических ресурсов. Всего же за прошедший год она заблокировала больше 80 млн попыток перехода пользователей на различные фишинговые ресурсы в самых разных категориях.

Падение доходов стало для многих вынужденным поводом поискать удачи в лотереях. Как рассказали в компании «Инфотекс», в последнее время злоумышленники стали все чаще выдавать себя за представителей лотерейных организаций и предлагать жертве якобы бесплатный билет. По сценарию, выигрыш должны перевести на банковскую карту, данные которой и просят указать на мошенническом портале. При этом для большей убедительности используются названия компаний, схожие с реально существующими известными брендами.

Что еще в «моде» у криминального сообщества?

Изобретательность интернет-жуликов поистине безгранична. Помимо фишинга, связанного с лотереями, у мошенников есть и другие «заманчивые предложения». При этом жертв теперь передают «из рук в руки». Так, пользователям, уже пострадавшим от интернет-преступников, предлагают получить компенсацию за участие в фейковых опросах, недобросовестных лотереях или компенсацию НДС, но вместо этого списывают деньги и похищают данные банковских карт.

Широкое распространение получила и схема с фейковой курьерской доставкой товаров, заказанных через Интернет. Злоумышленники создают на популярных сервисах бесплатных объявлений так называемые лоты-приманки: объявления о продаже по намеренно заниженным ценам товаров (фотоаппаратов, игровых приставок, ноутбуков, смартфонов и др.). Соблазнившийся дешевизной покупатель получает ссылку на фишинговую (фейковую) страницу курьерского сервиса и переводит деньги за товар и доставку. Разумеется, никакого товара жертва не получает, а продавец передает выходить на связь.

По сведениям Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB, ежегодный заработок всех преступных групп, использующих данную схему мошенничества, оценивается более чем в $6,2 млн и ущерб от «курьерской схемы» может только расти.

Кроме того, несколько месяцев назад информационные аналитики выявили десятки фишинговых ресурсов, предлагающих дешевые авиа и ж/д-билеты. После выбора билета и формы оплаты людей просили ввести номер и CVV-код банковской карты. После согласия осуществить оплату реквизиты попадали к злоумышленникам, о чем пользователь, разумеется, даже и не догадывался.

Но опасней всего фишинговые рассылки от лица якобы «Госуслуг». Государственной структуре люди склонны доверять и не всегда проверяют, действительно ли отправитель – тот, за кого себя выдает.

Реально ли вернуть «уплывшие» деньги?

Юристы советуют в подобной ситуации обратиться в банк, однако если вы сами предоставили мошенникам свои банковские данные, в том числе код подтверждения платежа, полученный по SMS, то в таком случае банк вряд ли вернет списанные денежные средства.

Потерпевшим остается рассчитывать, что правоохранительные органы установят виновных лиц, с которых можно будет требовать в суде возмещения причиненного вред. В беседе с «Известиями» в СК РФ заметили, что результат зависит от того, насколько успешно будет проведено расследование обстоятельств правонарушения.

К заявлению в полицию обязательно надо приложить скриншоты переписки со злоумышленниками и данные платежей. Кроме того, с жалобой можно обратиться через порталы Роспотребнадзора и Банка России. Эти органы сейчас очень быстро реагируют и стараются максимально оперативно проверять разные подозрительные «компании».

Банк будет обязан возвратить похищенные деньги в том случае, если клиент не нарушал условия договора, в частности, не сообщал посторонним информацию, которая способствовала хищению, например, данные карты.

Какая за это ответственность?

Это довольно новая разновидность мошенничества, объясняет адвокат, советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Нвер Гаспарян. Преступление предусмотрено ст. 159.3 УК РФ (мошенничество с использованием электронных средств платежа) и предполагает наказание до 10 лет лишения свободы. Получить свои деньги обратно представляется проблематичным, говорит эксперт. Это возможно только в случае привлечения виновных лиц к уголовной ответственности и предъявления им гражданского иска.

Источник – «Известия».

Поделиться