Лента новостей

4 декабря 2023 г.
Может ли «охранный ордер» стать реальной защитой?
СМИ: Предлагается предоставить гражданам возможность оградить себя от назойливых преследователей через суд
4 декабря 2023 г.
Искусственный интеллект не постигает нюансов юриспруденции
СМИ: Цифрового «адвоката–2033» нейросети рисуют в стиле персонажей из мира фэнтези
29 ноября 2023 г.
Наказать, но позже
СМИ: Кому отправку в колонию могут отложить на годы

Мнения

Нарине Айрапетян
5 декабря 2023 г.
Адвокат без прошлого
Является ли абсолютным запрет указывать свое звание или должность в прошлом в системе правоохранительных органов?

Интервью

Обеспечить квалифицированную юридическую помощь в суде может только адвокат
30 ноября 2023 г.
Сергей Зубков
Обеспечить квалифицированную юридическую помощь в суде может только адвокат
Бесплатную помощь необходимо сделать адресной и справедливой

Страхи сильно преувеличены

7 сентября 2023 г. 13:42

Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян прогнозирует быстрое «переобувание» конспирологов и противников биометрии


Система обработки биометрических данных позволит в будущем почти полностью защитить граждан от подделки документов и связанных с такими преступлениями рисков. Конспирологические теории и желание запретить государству собирать свою биометрическую информацию со временем исчезнут, когда общество ощутит очевидные плюсы применения технологии, заявила вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Елена Авакян.

При этом эксперт положительно оценивает инициативу Правительства РФ, которая позволит гражданам с помощью Госуслуг отзывать согласие на обработку биометрических данных, но настаивает, что страхи общества перед сбором такой информации сильно перегреты и преувеличены. Государство в данный момент имеет такие данные максимум на 1,5 млн человек, предполагает Елена Авакян. 

«Биометрические данные в Единую биометрическую систему (ЕБС) собираются с целью не только идентификации, но главным образом для аутентификации, т.е. для того, чтобы разрешать другим системам допускать нас к юридически значимым действиям на основе биометрических данных. Сам по себе сбор биометрии не является злом. Я не знаю, с чего население так решило. Но, опасаясь социального рейтинга, слежки, каких-то мифических угроз полного оцифрования личности, наверное, всего того, что красиво вычитывается из футуристических романов и антиутопий, население против этого», – говорит эксперт.

Инициатива правительства о возможности запретить сбор биометрии успокоит тех, кто категорически против сбора такой информации, отмечает Елена Авакян. Но в дальнейшем доступ ретроградов к услугам и их аутентификация в сервисах будет происходить на основе паспорта и традиционной подписи.

«Нужно понимать, что развитие техники со временем позволит подделать любой документ с такой точностью, а подпись – с такой легкостью, что мы замучаемся доказывать, что тот или иной документ подписали не мы. Экспертиза не будет давать однозначного ответа, что подпись подделана. В этом смысле биометрия защищает личность значительно больше нежели отсутствие ее. Поэтому здесь нужно всегда эти риски взвешивать и соотносить», – считает Елена Авакян.

Имущество и большое количество юридически важных действий и сделок у лица со временем подтолкнут противников биометрии к изменению их отношения к ЕБС. Главный риск, который усматривает эксперт, – утечки данных и сохранность их персональных данных. Но он становится еще выше при использовании стандартных средств аутентификации – паспорта и подписи.

«Отказ от сбора биометрических данных – это абсолютно правильное действие, но я думаю, что после того как истерия и первый страх пройдут, количество таких отказов будет минимальным. И те, кто сейчас написали такой отказ по разным причинам, постепенно могут передумать. Тем более, что передумать можно в любой момент сколько угодно раз: как запрещать сбор биометрии, так и разрешать», – резюмировала эксперт.

Источник – «Российское агентство правовой и судебной информации» (РАПСИ).

Поделиться