Лента новостей
Следствие ищет пути обхода
Мирись, мирись, не разводись
Минюст готовит реформу, объединяющую юристов на базе адвокатуры
Мнения
Задача – заложить основы высокоморального поведения в обществе
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
От адвоката – адвокату
Зарубежные юристы рассказали о реформе юридической профессии своих стран
На конференции, организованной Федеральной палатой адвокатов (ФПА) РФ в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ), руководители зарубежных адвокатских образований поделились своим опытом реформирования рынка юридических услуг. Спикеры из Франции, Германии, Великобритании, Казахстана и других стран информировали, какие требования предъявляются у них к адвокатам и какие сложности возникли при проведении реформы.
16 мая в рамках ПМЮФ прошла конференция «Регулирование адвокатской деятельности: внутренние и внешние аспекты». Модераторами мероприятия выступили президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин.
Господин Пилипенко отметил важность конференции, подчеркнув, что о своем опыте расскажут адвокаты из стран, переживших реформу рынка юруслуг, которая только готовится в России. Константин Добрынин выразил надежду, что «через год мы будем обсуждать уже первые шаги» по изменению российской законодательной базы.
Председатель ФПА Германии Эккехарт Шефер рассказал, что в Германии есть монополия правового консультирования: «Без адвоката ни одна из сторон не может участвовать в судебном процессе». В Федеральную палату Германии входят 165 тыс. адвокатов, она объединяет 28 региональных палат. «Адвокаты – такое связующее звено между гражданином и осуществлением его прав», – отметил господин Шефер. Обязательное участие адвокатов было установлено не в их интересах, а в интересах граждан, подчеркнул он: «Это необходимость защитить граждан от неправильного сопровождения в процессе».
В Германии, по его словам, есть как одиночные адвокаты, так и объединения адвокатов, они могут иметь специализации и различные профили. У адвокатов обязана быть страховка – от €250 тыс. на одно дело, а для адвокатских ООО это требование еще выше – €2,5 млн. В 1994 г. немецким адвокатам разрешили создавать GmbH (АО), тем самым подчеркнув их независимость, указал Эккехарт Шефер.
Сейчас адвокатские объединения могут создаваться и в форме коммерческих организаций, аналогичных российским АО и ООО, для которых существуют дополнительные требования, при этом все формы зарекомендовали себя как эффективные, отметил спикер. «Знаю, в России есть опасения на тему, как будет организована адвокатская деятельность. Но эти страхи напрасны. Нет дефицита в работе, для всех работы достаточно», – подытожил господин Шефер.
Урс Хэги, президент Федеральной палаты адвокатов Швейцарии, которая насчитывает более 250 тыс. членов, рассказал о требованиях, которые у них предъявляются к адвокатам: высшее юридическое образование, год работы в адвокатской конторе и сдача экзамена на адвоката. Кроме того, адвокат должен быть совершеннолетним, дееспособным и не должен быть осужден за действия, несовместимые с адвокатской профессией.
Президент Национального совета адвокатских палат Франции Кристиан Фераль-Шуль выразила мнение, что юридическая профессия является наименее монопольной из всех других профессий: «У нас (во Франции. – Прим.) не регулируют все сферы нашей деятельности и не регулируют тарифы. Рынок является открытым, поэтому нельзя назвать адвокатов монополистами. У нас постоянно появляются новые игроки». Она признала, что профессия юриста сейчас претерпевает серьезные изменения. Госпожа Фераль-Шуль отметила, что французским адвокатам в целом принадлежит монополия на представительство в суде, но есть некоторые исключения – например, для коммерческих судов и трудовых трибуналов.
«Монополия адвокатов является естественным требованием в правовом государстве, где как общество, так и противоборствующие стороны должны получать гарантированную юридическую помощь», – констатировала Кристиан Фераль-Шуль.
Французский адвокат должен иметь высшее юридическое образование, проходить ежегодно 20 часов профессиональной подготовки, соблюдать дисциплинарные и этические требования, также у него должна быть страховка. Кристиан Фераль-Шуль напомнила, что адвокаты не должны забывать о новых технологиях: «Нужно заниматься инновациями, чтобы юридическая профессия не осталась в XX веке, – напомнила госпожа Фераль-Шуль. – Нужно адаптироваться к меняющемуся миру». По ее мнению, нельзя игнорировать появление правовых стартапов, но с этим не надо бороться – напротив, следует создавать собственные платформы правового консультирования, чтобы идти в ногу со временем.
В противовес этим выступлениям речь председателя Республиканской коллегии адвокатов Республики Казахстан Ануара Тугела была посвящена критике проходящей в его стране реформы рынка юридических услуг. Господин Тугел отметил, что Минюст Казахстана действовал очень быстро, разработав законопроект за три месяца, в октябре 2017 г. он уже был внесен в парламент, а в марте принят в первом чтении. Из его доклада следует, что в отличие от России казахстанская адвокатура находится в противостоянии с местным Министерством юстиции и в большой степени не поддерживает предложения законопроекта. «Есть позиции, где мы согласны с реформой, и есть вопросы утраты независимости адвокатуры», – указал господин Тугел.
В заключение Юрий Пилипенко предложил г Ануару Тугелу встретиться отдельно и обсудить спектр проблем и сложностей, возникающих в связи с реформой.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3630701