Лента новостей
Движение в сторону профессионализации судебного представительства
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
Суды предпочитают принимать решения без протокола
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Осужденным повысили шансы выйти на свободу
«Независимая газета»: президентский указ усовершенствует институт помилования
Президент РФ Владимир Путин усовершенствовал процедуру помилования. В соответствующем Указе Президента РФ расширяется перечень тех, кто может об этом просить: родственники осужденных, адвокаты и правозащитники, – и круг тех, кто может претендовать на помилование. Ожидается, что это позволит увеличить количество «прощенных» граждан. Адвокаты изучили документ и назвали изменения «косметическими». В ФПА РФ подчеркнули, что процессуальная форма в вопросе помилования имеет второстепенное значение. Доминирующую роль играет субъективная воля главы государства.
Например, в Указе Президента РФ теперь прямо прописано, что на помилование могут рассчитывать лица, осужденные условно, освобожденные по УДО, получившие отсрочку от отбывания наказания. При положительном ответе на их обращения такие люди будут сняты с учета уголовно-исполнительных инспекций, а значит, ограничений в их жизни будет меньше. При этом просить о помиловании осужденных помимо них самих теперь смогут родственники, правозащитники и адвокаты.
Эксперты напоминают, как за последние годы на практике усиливалось пренебрежение властей институтом помилования. К примеру, с 1992 по 2001 г. количество помилованных составило более 50 тыс. человек, а с 2013 по 2018 г. под помилование ежегодно подпадали 4–5 человек. Самое большое число помилованных пришлось на 2016 г. – это 6 человек. Адвокаты поясняют, что существенных изменений без политической воли и устранения многоступенчатости процедуры не произойдет.
В 2001 г. вместо федеральной комиссии из 13–17 человек появились комиссии в каждом субъекте РФ, что «привело только к расширению аппарата и этой многоступенчатости», напомнил член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Он считает, что количество помилованных теперь если и увеличится, то несущественно, «явно это не будут тысячи людей, как в 90-х».
Установленное Конституцией РФ право осужденного просить о помиловании сейчас «представляет собой больше декларативное право, почти не реализуемое на практике», сказал член Адвокатской палаты Московской области Глеб Шумилов. Причины и в сложности процедуры, но больше – в политико-правовой повестке государства. Игнорирование права быть помилованным, по мнению эксперта, есть «не что иное, как нуллификация не только человеческих прав, но и закона как регулятора общественных отношений». Расширение круга лиц, которые могут подавать обращения о помиловании, по словам Глеба Шумилова, не сможет сильно повлиять на возможность его получить. И главная проблема в том, что «государство никоим образом не популяризирует институт помилования», а напротив, «создает все условия, чтобы лицо, над которым навис дамоклов меч уголовного судопроизводства, понесло реальное наказание». Кроме того, помилованию не способствует и суд, будучи де-факто уже органом не правосудия, а борьбы с преступностью.
Институт помилования всегда был и остается таким институтом, где субъективная воля главы государства является основой для его развития, напомнил советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Евгений Рубинштейн. Поэтому, подчеркнул эксперт, процессуальная форма в вопросе помилования имеет второстепенное значение. Статистика, заметил он, очевидно показывает, что при одном и том же нормативном регулировании в разные времена количество помилованных различается в разы. Если в 2009–2010 гг., когда страну возглавлял Дмитрий Медведев, их было примерно по 100 человек ежегодно, то в 2013–2018 гг., то есть при Владимире Путине, помилованных можно посчитать на пальцах одной руки.
По словам члена Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Алексея Добрынина, институт помилования используется крайне редко – это несколько случаев в год. Он подтвердил, что «законодательных ограничений для увеличения количества нет, основной барьер – воля суверена». Помилование при этом применяется выборочно – в делах, так или иначе связанных с дипломатическими интересами, или в отношении жертв явных судебных ошибок. Обычные же осужденные «практически лишены шанса на акт милосердия». Алексей Добрынин напомнил, что правозащитное сообщество последние годы выступает с инициативами по реформированию данной процедуры, но новое положение «нельзя назвать стремлением к улучшению института». «Не совсем верно будет сказать, что теперь большее число осужденных получили право ходатайствовать о помиловании», – считает эксперт. Он пояснил, что в ч. 2 ст. 85 УК РФ и без того закреплено, что любое лицо, осужденное за преступление, может быть помиловано. То есть «в новом положении для комиссий по вопросам помилования просто разжевали, что под осужденными лицами, конечно, подразумеваются и условно осужденные, и условно-досрочно освобожденные». И это не означает, что ранее все они не могли подать ходатайств о помиловании. Хотя до нового Указа у комиссий было больше возможностей для вольных трактовок и незаконных отказов. Адвокат напомнил и о продолжительной дискуссии – возможно ли помилование осужденных, не признавших своей вины. Но на самом деле и этот вопрос тоже давно решен: «По действующему законодательству для помилования Президентом осужденного требуется лишь подача последним письменного ходатайства с просьбой. Никакого признания вины для этого не требуется».
Источник – «Независимая газета».