Лента новостей
Верховный Суд озабочен оправдательным настроем присяжных
Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов
Лжеюристы стали клиентами полиции
Мнения
Тайна под прикрытием
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Осужденных направят в «места, не столь отдаленные» от дома
«Профиль»: Российским заключенным разрешат перебраться ближе к родным
Осужденные к лишению свободы или принудительным работам смогут перебраться поближе к своим родным. Сейчас из-за дальних расстояний семейные и дружеские отношения зачастую слабеют и рвутся, и за срок отбывания наказания круг общения человека полностью меняется. Это не способствует его исправлению и дальнейшей ресоциализации. Поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК), одобренные на прошлой неделе парламентом (законопроект № 762538-7), призваны изменить ситуацию к лучшему. Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн назвал инициативу важной и подчеркнул, что внесенные изменения принципиально сужают возможности ФСИН. Адвокат также указал, что пенитенциарные учреждения располагаются непропорционально по территории страны. По его словам, так исторически сложилось из-за географических представлений власти о «климатических условиях перевоспитания».
«В данном случае органы власти правильно осуществляют политику сохранения социальных связей и недопущения рецидива преступлений», – подчеркнул советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн.
Изменения, разработанные Министерством юстиции РФ, вносятся в ст. 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В пояснительной записке говорится, что нововведение призвано сохранить социально полезные связи осужденных, так как родные смогут чаще их навещать.
До сих пор ст. 73 УИК РФ предписывала направлять осужденных в исправительные учреждения, расположенные там, где проживают они сами, или там, где был вынесен приговор. Теперь же они смогут отбывать наказание в регионе проживания близких родственников – супругов, родителей, детей, родных братьев и сестер, дедушек и бабушек или внуков. Для этого заключенный или его родственник должны написать соответствующее заявление, а решение будет по-прежнему принимать ФСИН. Если в субъекте Федерации нет подходящего учреждения или в нем нет мест, подыщут ближайшее. Поправки в ст. 81 УИК РФ дают такую возможность осужденному, уже отбывающему наказание. Сейчас они вынуждены проводить весь срок в том исправительном учреждении, где оказались изначально. Перевод возможен также по письменному заявлению один раз за весь период.
Сейчас попросить о переводе в другое учреждение того же вида можно только в случае болезни, при угрозе личной безопасности, а также при реорганизации или ликвидации самого исправительного учреждения. По информации ФСИН России, в 2017 г. о переводе в другие исправительные учреждения попросили 4900 человек, но лишь 388 обращений были удовлетворены. В 2019 г. с такой просьбой обратились уже 9594 человека.
В среднем одна перевозка осужденного железнодорожным транспортом обходится государству в 900 рублей, авиационным – в 37 тысяч рублей. Реализация законопроекта возможна без выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, только за счет перераспределения средств ФСИН, посчитали в Минюсте.
Закон уже принят Государственной Думой ФС РФ и должен вступить в силу через полгода, так как ведомству нужно время для внесения изменений в «Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое».
Закон делает легче жизнь огромного количества адвокатов, которые тоже вынуждены ездить к своим доверителям на другой конец страны. Защитникам достаточно часто приходится решать вопрос по месту отбывания наказания, рассказал адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский. «Право лица отбывать наказание на территории субъекта, в котором они проживали или были осуждены, было закреплено в УИК с момента его принятия. Вместе с тем в связи с некоторой расплывчатостью формулировок выбор конкретного учреждения всегда был непрозрачен, что создает почву как для недовольства осужденных, так и для злоупотреблений разного рода со стороны органов ФСИН. Например, Свердловская область растянулась почти на 700 километров с юга на север. Поэтому лицо, осужденное в Екатеринбурге, может отбывать наказание как в черте города, так и на 500 километров севернее, в совершенно других климатических условиях и транспортной доступности», – пояснил он.
Кроме того, место вынесения приговора не всегда совпадает с местом проживания семьи. Поэтому у сотрудников ФСИН присутствует достаточно широкий диапазон выбора, обусловленный не только объективными, но и субъективными факторами, в том числе негативным отношением к самому осужденному со стороны администрации.
При отсутствии таких обстоятельств вопрос решается своевременной подачей заявления и описанием сложных семейных обстоятельств. Но если человек уже этапирован к месту отбывания наказания, его перевод невозможен. По мнению адвоката, изменения должны оказать положительное влияние на практику, особенно норма о переводе в другое учреждение.
В данном случае органы власти правильно осуществляют политику сохранения социальных связей и недопущения рецидива преступлений, полагает советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Евгений Рубинштейн. «Все нормативные положения, устанавливающие места отбывания наказания, нацелены на облегчение ресоциализации осужденного после отбытия наказания. Это, в свою очередь, влияет на его дальнейшее поведение. Задача важная и долгосрочная. Поэтому принятый закон можно поддержать и пожелать его реального исполнения», – говорит адвокат.
Он отметил, что в настоящее время многие осужденные действительно отбывают наказание далеко за пределами тех субъектов, где они ранее проживали или были осуждены. Это связано с трагической историей формирования пенитенциарной системы, которая имела четкие географические представления о «климатических условиях перевоспитания». Поэтому пенитенциарные учреждения располагаются далеко непропорционально по территории РФ.
«Отдельные места лишения свободы «прославились» своим особым отношением к осужденным. Некоторые из них среди осужденных именуются «пыточными». Поэтому до сих пор встречаются случаи, когда осужденные готовы причинить себе физический вред, лишь бы не направляться в такие учреждения или отсрочить свое направление», – рассказал Евгений Рубинштейн. Он подчеркнул, что внесенные изменения принципиально сужают возможности ФСИН отправить осужденного в пенитенциарное учреждение по своему собственному выбору.
При этом вряд ли ведомству удастся на практике реализовать нововведение без дополнительного финансирования. «Представляется, что эти нормы введены с расчетом на то, что применяться они будут как раз при наличии финансовой возможности», – считает советник ФПА.
Источник – еженедельник «Профиль».