Лента новостей
Оправдательный приговор как образец правосудия
Адвокаты намерены доказать свою незащищенность
Мнения
Дети все чаще не видят грани между шутками и травлей
Интервью
Обеспечить квалифицированную юридическую помощь в суде может только адвокат
Обвиняемые в семейных побоях обеспечены защитником, в отличие от потерпевших
СМИ: Жертв домашнего насилия пытаются включить в систему бесплатной юридической помощи
Пострадавшим от домашнего насилия предлагают оказывать бесплатную юридическую помощь (БЮП). По ряду исследований, с каждым годом жертв семейных побоев в России становится больше, рост составляет порядка 25%. Адвокаты, специализирующиеся на этих делах, утверждают, что государство не признает ни саму проблему, ни ее масштабы, законодательное регулирование минимально. Например, обычным делом стало многократное обжалование отказов правоохранителей возбуждать подобные уголовные дела. Эти и другие аспекты проблемы обсудили на круглом столе в Федеральной палате адвокатов РФ.
В законодательстве РФ отсутствует определение домашнего, или семейного, насилия, а значит, пострадавшие не могут получить оперативную и эффективную помощь. Правоохранительные же органы не имеют инструментов для корректной оценки тех рисков, которым подвергаются потенциальные жертвы.
По мнению многих юристов, в 2017 г. была совершена «огромная законодательная ошибка». Тогда декриминализовали статью, устанавливающую уголовную ответственность за нанесение побоев близким лицам. Это значительно усугубило ситуацию с домашним насилием. На встрече экспертов, прошедшей при поддержке Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ и Союза молодых адвокатов России, был поставлен вопрос о необходимости включить категории граждан, страдающих от семейного насилия, в систему БЮП, и обсуждались перспективы данного решения.
Президент ФПА Светлана Володина высказала мнение, что такие лица нуждаются не только в правовой помощи, прежде всего им надо помочь найти выход из ситуации. Это может быть и оказание психологической поддержки, и изоляция жертв насилия от источника угроз в специальных заведениях. Как пояснила журналистам советник ФПА, председатель Союза молодых адвокатов России и Совета молодых адвокатов Московской области Екатерина Худова, тема возникла не случайно. Адвокаты, которые специализируются на этой категории дел, констатируют увеличение количества обращений. При этом доступность квалифицированной юридической помощи по подобным делам сведена к минимуму. Связано это с тем, что не во всех субъектах РФ пострадавшим гарантирована государственная БЮП. «В Федеральный закон 324-ФЗ “Об оказании бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” данная категория граждан не включена. Решения отданы на откуп регионам. В некоторых региональных законах, например в Ульяновской или Московской областях, указание на это есть, в Санкт-Петербурге законопроект находится на стадии рассмотрения», – заметила Екатерина Худова.
Сейчас адвокаты зачастую оказывают помощь pro bono, но с увеличением количества обращений ресурсов на благотворительность уже не хватает. При этом «пострадавшим от домашнего насилия требуется оказание комплексной помощи разных специалистов одновременно, среди которых обязательно должен быть психолог». Указала Екатерина Худова и на значительный перекос в правах потерпевших и обвиняемых по данным делам – мол, последним федеральным законом гарантировано право на обязательное участие защитника. А потерпевшие подают заявления о возбуждении уголовного дела в частном порядке, «гарантий на представление их интересов в уголовном и административном порядке со стороны государства нет». К примеру, в Петербурге был прецедент, когда отказ в возбуждении уголовного дела пришлось обжаловать 23 раза. Кстати, юридическая помощь в ситуациях домашнего насилия составляет сложность в силу ее специфики, требует отдельного знания определенных методологий защиты. «Если говорить о возможных вариантах разрешения сложившейся ситуации, то Союз молодых адвокатов России намерен инициировать включение в региональное законодательство оказание БЮП пострадавшим от домашнего насилия. Таким образом, они будут также знать, где эту помощь можно получить», – пояснила Екатерина Худова. Еще одно предложение – организовать обучение адвокатов специфике подобных дел.
Как подтвердила журналистам адвокат АП Санкт-Петербурга Галина Ибрянова, масштаб домашнего насилия «ужасает». Многочисленные исследования говорят, что каждый третий россиянин сталкивался с этим в ближайшем окружении, в 75% случаев страдают женщины, более 70% всех убийств женщин в 2020–2021 гг. совершено их партнерами и родственниками. Количество обращений с просьбами о помощи в государственные и негосударственные кризисные центры с каждым годом растет, эти структуры работают на пределе возможностей. По мнению адвоката, «качественно ситуацию мог бы решить охранный ордер, который запрещает агрессору на срок до года приближаться к пострадавшему, контактировать с ним или преследовать». Именно такой механизм был предусмотрен в законопроекте о профилактике семейно-бытового насилия, который обсуждался с 2016 г., однако так и не был принят, поскольку, по мнению Госдумы, потребовал доработки. Во многих странах такие законы есть, и они эффективны. Пока в России отсутствуют возможности защититься от домашнего насилия, самим пострадавшим и их представителям приходится преодолевать многие сложности. Взять хотя бы качественную фиксацию телесных повреждений в медучреждениях или подачу заявлений в полицию, не говоря уже о реальном привлечении агрессоров к ответственности: «Мы сталкиваемся с тем, что большое количество уголовных дел разваливается из-за того, что при обращении потерпевших за медпомощью их состояние, телесные повреждения были описаны неправильно или неточно, – рассказала Галина Ибрянова. – Например, не указаны цвет, локализация, размеры кровоподтеков, не описаны все травмы. В дальнейшем же при назначении судмедэкспертизы указывается, что «недостаточно данных, чтобы установить механизм и давность причинения повреждений и степень вреда здоровью».
Далее, подчеркнула Галина Ибрянова, нужно добиться, чтобы уголовное дело было возбуждено. В приеме заявлений зачастую отказывают, в случае же принятия проверки практически не проводятся, выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Процедура обжалования бездействия абсолютно неэффективна. «Это пинг-понг, когда мы обжалуем бездействие сотрудника в суде, а тот прекращает производство, потому что прокуратура за день до заседания отменила постановление об отказе в возбуждении дела», – рассказала защитник об одной из самых частых уловок. Потому что после очередной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела приходит следующий отказ, который опять прокуратурой отменяется. По словам адвоката, «этот бег по кругу может продолжаться до тех пор, пока не истекут сроки привлечения обидчика к ответственности».
В делах частного обвинения ситуация с подачей заявления в суд не лучше. Прежде чем дело будет возбуждено, суды несколько раз возвращают документы, часто предъявляя не предусмотренные законом требования к содержанию. А когда уголовное дело все же возбуждено, потерпевшие вынуждены самостоятельно защищать свои права. Обвиняемому предоставляется бесплатный адвокат, а потерпевшие без своего представителя вынуждены участвовать в очных ставках с ним. Так что неудивительно, что по таким делам обвинительных приговоров выносится менее одного процента, заметила Галина Ибрянова. И это еще далеко не все, с чем сталкиваются пострадавшие. Например, чтобы разорвать контакты с агрессором, нужно решить множество правовых проблем: поиск жилья, расторжение брака, споры о детях и о взыскании алиментов, раздел имущества и пр. Поэтому, констатировала она, кроме включения таких граждан в систему БЮП, необходимо расширение перечня видов оказываемой поддержки – составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.
Адвокат АП г. Москвы Мари Давтян сообщила журналистам, что, по данным разных соцопросов, около 24% сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье. От этого в большей степени страдают женщины (75% случаев, в браке показатель возрастает до 91%). Соответствующее законодательство имеется в 162 странах, «так что можно говорить об общемировом консенсусе». Это подразумевает обязанность государства криминализовать акты домашнего насилия, расследовать наиболее эффективным образом каждый случай, предоставлять потерпевшим защиту, справедливо наказывать виновных, а также содействовать восстановлению прав потерпевших, пояснила эксперт. Правоохранительные органы в РФ до сих пор считают подобные случаи «частным делом семьи» и не стремятся проводить надлежащие проверки заявлений потерпевших. Особенно после того, как нанесение побоев было декриминализовано, так что добиться даже административной ответственности сложно. Она подтвердила, что потерпевшие постоянно сталкиваются с необоснованными отказами в возбуждении дел об административных правонарушениях. Но даже в том случае, если они открываются, это не предусматривает никаких мер защиты потерпевших на период рассмотрения, а это в среднем четыре-шесть месяцев. Учитывая, что чаще всего мерой ответственности за побои становится штраф в пределах 6 тыс. руб., многие просто не видят смысла ходить по инстанциям.
«Схожие проблемы есть и при расследовании дел частного обвинения. Такие дела возбуждаются только по заявлению потерпевшей стороны. При этом на жертву возлагается обязанность самостоятельно поддерживать обвинение, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и прочее», – отметила Мари Давтян. А сбор доказательств должен проходить в соответствии с УПК, что для человека без юридического образования затруднительно. Между тем, в отличие от обвиняемого, частному обвинителю адвокат бесплатно не предоставляется, оплатить его помощь может не каждый. Мари Давтян настаивает, что «введение в систему оказания БЮП этой категории пострадавших позволит им получать качественную юридическую помощь, которую они обычно не могут себе позволить по финансам».
Источник – «Независимая газета».