Лента новостей
12 сентября 2024 г.
Минюст обещает разгрузить изоляторы
СМИ: Концепция уголовно-правовой политики не гарантирует гуманизации
10 сентября 2024 г.
Следствие ищет пути обхода
СМИ: Адвокаты пожаловались в Конституционный Суд РФ на практику бессрочного продления стражи
9 сентября 2024 г.
Мирись, мирись, не разводись
СМИ: Россиян могут обязать проходить примирительную процедуру при расторжении брака
Мнения
Работать на опережение
О задачах в новой должности руководителя Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Не засидятся
19 февраля 2015 г. 13:29
День в СИЗО могут приравнять к полутора дням обычной колонии<br />
Госдума приняла в первом чтении нашумевший законопроект, который в чем-то ускорит время для арестантов в следственных изоляторах. День, проведенный в СИЗО, предложено засчитывать за полтора дня в колонии общего режима. Так что выйти на свободу в конечном счете они смогут быстрей.
Накануне Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, внесенный еще в 2008 году. В то время идея горячо обсуждалась, и ее активно продвигало тогдашнее руководство Федеральной службы исполнения наказаний. Пришел положительный отзыв на законопроект из правительства России и Верховного суда страны. Казалось бы, все звезды сошлись.
Однако, несмотря на это, документ пролежал столько лет без движения, и судьба его была весьма туманной.
Предложение по сути было реанимировано совсем недавно, когда в Госдуму был внесен другой аналогичный законопроект. Причем получилась довольно пикантная история: инициатор - один из депутатов Госдумы - внес законопроект прямо из камеры СИЗО. В мае прошлого года Мосгорсуд признал его виновным в покушении на мошенничество и приговорил к пяти годам колонии.Но приговор в законную силу не вступил. Так что полномочия депутата формально не прекращены, и де-юре он имеет все права народного избранника.
Вполне естественно, что инициатива депутата вызвала широкий резонанс. Причем в его документе прописаны более высокие коэффициенты для арестантов. День, проведенный в следственном изоляторе, он предложил засчитывать за два дня обычной колонии и три дня колонии-поселения.
Документ был направлен в тот же комитет Госдумы по законодательству. Об идее вновь заговорили на высоком уровне, и само по себе это уже результат. Но сразу две инициативы, безусловно, пройти не могут. Профильный комитет остановился на старом предложении.
Принятый в первом чтении проект засчитывает день СИЗО за полтора дня колонии общего режима и за два дня колонии-поселения. Соответствующие поправки предлагается внести в статью 72 Уголовного кодекса. Порядок зачета времени должно определить министерство юстиции.
Доводы сторонников такого предложения понятны. По их словам, условия содержания в следственных изоляторах разительно отличаются от жизни в колониях. В СИЗО человек сидит под замком в камере, прогулки по часу в день. Зато в колониях осужденные живут в общежитиях и на свежем воздухе бывают чаще. Еще на зоне можно учиться или работать. Свидания с родными там гарантированы и длительные, и краткосрочные. И так далее. Поэтому многие считают, что несправедливо ставить в один ряд день в колонии и день в камере СИЗО.
Тем не менее у идеи есть и критики. Например, по мнению эксперта Федеральной палаты адвокатов России Сергея Соловьева, предложение серьезно нарушает принцип равенства всех перед законом.
- Представим ситуацию, что два человека совершили аналогичные преступления, за которые им может быть назначено одинаковое наказание, - говорит он. - Но дело первого по разным причинам расследовалось существенно дольше, чем дело второго. - Если законопроект станет законом, то лицо, которое дольше находилось под стражей, будет отбывать меньший срок, чем то, чье дело было расследовано и рассмотрено быстро и без проволочек.
Также он полагает, что некоторые заключенные будут стремиться подольше задержаться в СИЗО, чтобы побыстрее выйти. Не создаст ли это почву для коррупции? А затягиваться расследование может по самым разным причинам, например, надо провести долгую экспертизу. Или следователь оказался нерасторопным. Не получится ли, что человек, честно признавшийся и попросивший рассмотреть дело в особом порядке, окажется в менее выгодном положении, чем тот, кто запирался, всячески тянул дело, в итоге дольше просидел в СИЗО и быстрее вышел на свободу?
Другие эксперты обращают внимание, что если закон будет принят, придется пересчитывать и сроки уже сидящим. Задача им кажется трудновыполнимой.