Лента новостей

25 марта 2025 г.
Выросло число споров с госорганами – ВС РФ
СМИ: Шансы мирового соглашения между госорганами и бизнесом в суде минимальны
25 марта 2025 г.
«В представленном документе не хватает системности»
СМИ: Конвойным помещениям пропишут требования к условиям содержания
19 марта 2025 г.
«Адвокатская мантия способствует равенству»
СМИ: Елена Авакян прошла «Адвокатский опрос»

Мнения

Светлана Казаченок
25 марта 2025 г.
Поддержка семейных ценностей – это ключ к созданию гармоничного общества
О защите семьи в рамках адвокатской деятельности и в качестве руководителя общественной организации

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Нарушение права на защиту ставит приговор под сомнение

14 февраля 2025 г. 16:43

СМИ: В ФПА РФ объяснили, зачем государству усиливать адвокатуру


Как сообщалось ранее, 12 февраля первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев принял участие в записи программы «Акцент» в студии телекомпании ОТВ (г. Екатеринбург, Свердловская область). Обсуждались актуальные задачи российской адвокатуры, в частности с какими сложностями сегодня сталкиваются в работе защитники, какие законы в этой связи требуют доработки. Также речь шла о положении судебной системы: почему обвинительных приговоров больше, чем оправдательных, надо ли расширять практику применения суда присяжных и прочее.

«Достаточно ли урегулирована адвокатская деятельность на сегодняшний день?» – поинтересовался ведущий программы Павел Рубцов. «В достаточной степени, – считает Михаил Толчеев. – Есть Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, который определяет основные параметры; есть Конституция РФ, и, несмотря на то что сегодня там адвокатура не упоминается, тем не менее Основной Закон говорит о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь; и единственный закон, в котором указано, что квалифицированную юридическую помощь осуществляют адвокаты, – это закон об адвокатской деятельности».

Последовавший вопрос ведущего касался совместной деятельности адвокатуры и государственных органов. Собеседник рассказал о том, какие направления можно выделить. Во-первых, это совершенствование нормативного регулирования. Во-вторых, определение неких базовых вещей. «Если говорить о проблемной части вопроса – это понимание того, что слабая адвокатура приводит к ощущению в общественном мнении слабости правоохранительной и судебной системы в целом», – указал Михаил Толчеев.

В связи с этим очень важно понимать, что одним из принципов осуществления правосудия, закрепленных в Конституции РФ, является принцип состязательности, объяснил эксперт. «Это означает не только то, что адвоката пустят в зал суда, но и то, что он будет равен по своим возможностям с обвинителем», – объяснил Михаил Толчеев.

Тогда Павел Рубцов спросил: «Мы видим, что адвокат иногда не равен по своим возможностям. Что нужно менять в этом случае?»

Безусловно, влияет и правоприменительная практика, подтвердил Михаил Толчеев. «Это проблема защиты прав адвокатов. Если у адвоката есть право доступа к подзащитному с момента задержания, то у государства есть обязанность обеспечить исполнение этого права. Адвокат всегда работает в конфликтном взаимодействии. Пусть это конфликт не его, но это конфликт и не следователя», – подчеркнул гость студии.

В качестве образа Михаил Толчеев предложил следующее описание итогового акта правосудия: если судебный приговор представить в виде железной цепи, а в ее начале одно из звеньев соломенное (имеется в виду нарушение права на защиту, когда адвоката не пустили к доверителю), то и сам приговор ставится под сомнение, потому что такая цепь легко рвется. «Вы можете осуществлять какое угодно хорошее правосудие, но если народ страны не понимает, почему так… То в этом есть какая-то неправильность», – подытожил он.

Далее разговор переключился на тему расширения компетенции суда присяжных, а завершился – обсуждением необходимости проведения реформы судебного представительства. С одной стороны, к судебному представительству надо допускать только компетентных лиц – адвокатов, с другой стороны, встречаются случаи мошенничества, например когда граждан затягивают в бессмысленные судебные тяжбы с целью получения прибыли за фиктивные юридические услуги, в том числе лица, представляющиеся адвокатами, обозначил проблему ведущий.

Михаил Толчеев пояснил, что здесь две составляющие: есть адвокаты, на действия которых могут должным образом среагировать органы корпоративного самоуправления, и есть юристы без статуса, действующие без каких-либо ограничителей.

Адвокатское сообщество имеет отстроенные десятилетиями механизмы реагирования на разного рода случаи недобросовестного поведения своих коллег, в том числе самоочищение от тех, кто не отвечает требованиям закона и Кодекса профессиональной этики, рассказал представитель ФПА РФ. «Когда встает вопрос между личным финансовым интересом адвоката и интересами доверителя, правосудия, мы обязаны выбрать второе. Это наша этика, предназначение. Наша деятельность некоммерческая. Если мы говорим о юристах, которые ходят в суд без статуса адвоката, Гражданский кодекс РФ нам прямо говорит, что смыслом предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Нет никаких ограничителей, регламентов и механизмов», – объяснил разницу Михаил Толчеев.

Запись выпуска доступна по ссылке.

Татьяна Стрельчук

Поделиться