Лента новостей
Движение в сторону профессионализации судебного представительства
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
Суды предпочитают принимать решения без протокола
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Минюст составляет список случаев, при которых коррупционеров можно не наказывать
Речь идет не о преступлениях, а лишь о небольших нарушениях
Министерство юстиции РФ опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов уведомление о начале разработки законодательных изменений, согласно которым нарушение антикоррупционного законодательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы не будет считаться правонарушением. Советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн считает, что пока Минюст не представит текст законопроекта и детальное обоснование необходимости его принятия, можно только строить предположения, откуда взялась такая идея.
«В определенных обстоятельствах соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, невозможно в силу объективных причин, – говорится в уведомлении. – При этом освобождения от ответственности законодательством Российской Федерации не предусмотрено». Если в ходе проверки обстоятельств дела установлено, что вина чиновника отсутствует, его действие (бездействие) не может быть квалифицировано как коррупционное правонарушение, и наказывать его нельзя, считают в Минюсте.
В документе отмечается, что работа над поправками в закон «О противодействии коррупции» велась во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг. Ее итогом стал доклад, уже внесенный в Правительство, но не обнародованный. Минюст собирался опубликовать готовый законопроект с разъяснением форс-мажорных обстоятельств после общественного обсуждения, которое должно закончиться 8 февраля.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» включает в понятие «коррупция» следующие правонарушения: злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, коммерческий подкуп, использование должностного положения для получения выгоды (включая услуги или имущественные права для третьих лиц), в том числе от имени или в интересах юридического лица.
Спектр наказаний за коррупцию включает как уголовную, так и административную и дисциплинарную ответственность. Например, за взятку можно получить 15 лет тюрьмы, а за непредоставление декларации о доходах или непринятие мер по предотвращению конфликта интересов чиновника просто уволят в связи с утратой доверия. При этом наказание последует, если деяние общественно опасное и причиняет вред.
Освобождение от ответственности в силу обстоятельств непреодолимой силы сейчас уже используется. Например, законодательство о госзакупках предусматривает возможность неисполнения обязательств по контракту из-за наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, изменений законодательства и других чрезвычайных происшествий. Однако каким образом ЧП могли бы помешать чиновнику взять взятку или задекларировать виллу на островах, не очень понятно.
Минюст дал разъяснения. Речь идет не о преступлениях, а лишь о небольших нарушениях или несоблюдении госслужащими установленных для них обязательств и ограничений. Например, о декларировании доходов, расходов и имущества супругой чиновника, с которой он находится в процессе развода, или о предотвращении конфликта интересов в отдаленных и малонаселенных поселках.
Пока Минюст не представит текст законопроекта и детальное обоснование необходимости его принятия, можно только строить предположения, откуда взялась такая идея, отмечает советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн.
«Можно предположить, что в ходе применения антикоррупционного законодательства возникли ситуации, когда имело место явно несправедливое привлечение к ответственности должностного лица за нарушение установленных норм. Вместо того чтобы вынести на общественное обсуждение подобные случаи и обосновать необходимость их устранения через поправки в антикоррупционное законодательство, автор законопроекта предлагает обсудить идею в самом широком виде. Естественно, в подобных случаях возникает очень много вопросов как к актуальности этого законопроекта, так и к его содержанию», – говорит он.
Например, возможны ситуации, когда чиновник не может указать или доказать наличие (отсутствие) недвижимости в иностранном государстве у него или его родственников в связи с тем, что иностранное государство не отвечает на запросы из России. Такие случаи могли иметь место по отношению к крымским чиновникам, которые имели или имеют собственность на Украине.
Перечень таких случаев не может быть открытым в связи с особенностями самого правонарушения, полагает Евгений Рубинштейн. Исходя из специфики предлагаемого правового института, было бы логичным использовать казуистический прием с перечислением конкретных ситуаций. Но неизвестно, имеется ли «банк данных» таких случаев у авторов законопроекта. Если нет, то на практике возможны ситуации с явно неправильным применением этой нормы и необоснованным освобождением от ответственности. А в условиях, когда сама процедура рассмотрения подобных правонарушений носит закрытый характер, количество таковых может нивелировать саму идею и стать новым коррупциогенным фактором, считает советник ФПА.
Источник: https://profile.ru/society/minyust-sostavlyaet-spisok-sluchaev-pri-kotoryx-korrupcionerov-mozhno-ne-...