Лента новостей

26 апреля 2019 г.
Моральный вред поставят на материальную основу
Судам будет труднее занижать суммы компенсаций за ущерб здоровью и жизни
19 апреля 2019 г.
Молдавия подпишет совместную Хартию адвокатских принципов юристов СНГ
Об этом стало известно на IX Всероссийском съезде адвокатов
18 апреля 2019 г.
Доход защиты по назначению увеличится на 70%
Адвокаты получат дополнительно 11 млрд рублей после повышения ставок

Мнения

Сергей Иванов
24 мая 2019 г.
Право на защиту, а не на услугу
О досрочном прекращении защиты в связи с отказом доверителя от оплаты

Интервью

О преследовании адвокатов за гонорар
23 мая 2019 г.
Вадим Клювгант
О преследовании адвокатов за гонорар
Интервью у Вадима Клювганта берет руководитель Департамента информационного обеспечения ФПА РФ Мария Петелина

Минюст России не отказался от Концепции

22 апреля 2019 г. 16:48

Ведомство по-прежнему видит адвокатуру площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь


Заместитель министра юстиции РФ Денис Новак в ходе IX Всероссийского съезда адвокатов сообщил, что завершается работа над итоговым вариантом проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция). Каким будет содержание документа, он не уточнил, отметив лишь, что министерство по-прежнему исходит из того, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество. Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров отметил, что заявление заместителя министра дает надежду на скорую реализацию Концепции.

Проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, широко обсуждавшийся в профессиональном сообществе и определяющий направление разработки нормативных правовых актов для регулирования деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи, был опубликован Министерством юстиции еще в октябре 2017 г. Необходимость принятия Концепции, напомним, была предусмотрена первоначальной редакцией Государственной программы «Юстиция» (далее – госпрограмма «Юстиция»). По итогам обсуждений проект неоднократно, как отмечали представители министерства на различных площадках, дорабатывался, но никакие другие версии, кроме обозначенной выше, опубликованы не были. Тем не менее не исключается обнародование в ближайшее время итогового варианта проекта Концепции, так как заместитель министра юстиции РФ Денис Новак в ходе IX Всероссийского съезда адвокатов сообщил, что работа над ним завершается. Каким будет содержание документа, он не уточнил, отметив лишь, что министерство по-прежнему исходит из того, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество.

Такой же подход был у министерства и на начальном этапе разработки Концепции, и он не предполагал получения адвокатского статуса абсолютно всеми лицами, оказывающими юридические услуги или представляющими интересы других лиц в силу закона, – на деятельность государственных, муниципальных служащих, нотариусов, штатных юристов организаций, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, НКО, оказывающих юридические услуги на безвозмездной основе, предлагаемое Концепцией единое регулирование рынка юридической помощи не должно было распространяться. Также предполагалось сохранить право на судебное представительство для родственников и законных представителей граждан, руководителей организаций и иных лиц, имеющих право на представление интересов организаций в суде.

В актуальной редакции госпрограммы «Юстиция» – очередные поправки начали действовать 11 апреля текущего года (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 353-21) – указания на Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи нет, но содержится положение, согласно которому в декабре 2020 г. Минюст России должен направить в Правительство РФ законопроект о внесении в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправок для оптимизации процедуры допуска к деятельности адвоката и стандартизации рынка профессиональной юридической помощи. Каким будет содержание такого законопроекта, и должна помочь определить Концепция, полагает вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, отмечая, что заявление заместителя министра о завершении работы над проектом дает надежду на принятие документа и его реализацию на практике, причем в ближайшее время.

«Проект в том виде, в котором мне довелось его читать в самом конце прошлого года (не всем так повезло, потому что это был рабочий вариант, который я обещал не публиковать и не распространять), кардинально отличался от того, который был в 2017 г., и он очень хорош, – поделился Геннадий Шаров. – Думаю, хватит его шлифовать. Это “дорожная карта”, она должна показывать, в какую сторону идти. А вот дальше уже нужно разрабатывать законопроекты, обсуждать их».

Представляется, что нужно в первоочередном порядке реализовать две новеллы, изложенные в проекте Концепции, добавил Геннадий Шаров. «Это внедрение новых организационно-правовых форм адвокатских образований, что позволит реально формировать жизнеспособные, конкурентные структуры, а также срочное введение исключительного права адвокатов на судебную трибуну, как это практикуется во всех странах с развитой правовой системой, кроме случаев, обозначенных в Концепции», – уточнил вице-президент ФПА РФ.

Завершает Минюст России в настоящее время и разработку еще одного крайне важного для адвокатского сообщества нормативного акта – постановления Правительства РФ, определяющего порядок расчета размера вознаграждения адвокатов, которые участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. С 1 января этого года, напомним, увеличены минимальные и максимальные размеры вознаграждения таких адвокатов за каждый рабочий день (п. 23 Положения о возмещении процессуальных издержек в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169).

Сложность дела и раньше являлось обязательным учитывающимся при определении размера оплаты труда защитников по назначению критерием, и до 1 января соответствующий расчет производился в порядке, установленном Минюстом России и Минфином России (совместный приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н). Поскольку при увеличении размера ставок для адвокатов по назначению корреспондирующие поправки в указанный порядок внесены не были, размеры вознаграждения в зависимости от сложности дела были определены ФПА РФ (решение ФПА РФ от 16 января 2019 г. № 1), а МВД России после обращения к нему палаты направило в территориальные органы указание о применении повышенных ставок и до принятия заменяющего совместный приказ министерств нормативного акта (письмо МВД России от 11 марта 2019 г. № 3/197700064354). Что важно, во многих регионах суды также начали применять установленные ФПА РФ размеры вознаграждений, отметил президент палаты Юрий Пилипенко. Тем не менее скоро такая необходимость отпадет – было не только принято решение о замене приказа об определении размера вознаграждения адвокатов в зависимости от сложности уголовного дела постановлением правительства, но и разработан его проект. По словам Дениса Новака, на прошлой неделе он был согласован с Минфином России (а это, как показал весь процесс повышения ставок, – самая сложная стадия), и к началу мая постановление может быть принято.

Источник: http://www.garant.ru/news/1269706/

Поделиться