Лента новостей

26 октября 2020 г.
Ускоренное правосудие
«Агентство правовой информации»: «Скорость рассмотрения» не может быть большей ценностью, чем соблюдение процессуальных прав сторон
22 октября 2020 г.
Глава ФПА предложил создать этический комитет по цифровизации
ТАСС: Комитет займется защитой «естественных прав человека»
21 октября 2020 г.
Распределение будущего
«Сфера»: Что ждать от цифровизации адвокатуры?

Мнения

Юлия Ковалёва
27 октября 2020 г.
Путь во благо или в центре внимания – человек
В Брянской области начала действовать программа оказания адвокатами юридической помощи на условиях pro bono

Интервью

Современные технологии должны служить праву
26 октября 2020 г.
Валерий Лазарев
Современные технологии должны служить праву
Однако тенденции развития права в направлении «сплошной цифровизации» опасны для человека и общества

Минюст разрешит жаловаться на все прослушки и слежки

13 октября 2020 г. 14:02

«Независимая газета»: Оперативно-розыскные мероприятия пока остаются за рамками уголовно-процессуального закона


Министерство юстиции РФ подготовило пакет законодательных инициатив, закрепляющих возможность обжаловать в суде оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Эксперты подтвердили, что сейчас это сделать практически нереально: судьи либо вовсе не принимают исков к должностным лицам по проведению, например, прослушки или слежки, либо покрывают эти часто незаконные действия. Проблемы при проведении ОРМ кроются в их закрытости и отсутствии детального нормативного регулирования, подчеркивает советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн.

В последнее время общественность выражает сильное возмущение так называемыми силовыми обысками, цель которых – уже с порога запугать гражданина, проходящего по какому-то делу вообще в статусе свидетеля. Обыски являются одной из форм ОРМ, но их нельзя проводить тайно, хотя можно при необходимости и без санкции суда. Точно такое же разрешение требуется для прослушивания телефонов, вскрытия переписки и самой обычной наружной слежки, но все эти виды ОРМ обычно проводятся незаметно для гражданина. При этом если такие действия он все же заметит, то пожаловаться на них не сможет.

Однако теперь Минюст вынес на общественное обсуждение два законопроекта, прописывающих процедуру обжалования всех этих форматов ОРМ. Так, поправками в ст. 5 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагается иски, связанные с ОРМ, после которых было уголовное преследование, рассматривать по нормам Уголовно-процессуального кодекса (УПК). При этом если силовики проводили ОРМ в других целях – например, проверяя человека при оформлении ему допуска к гостайне, то в таких случаях жалобы в суд будут рассматриваться уже по Кодексу административного судопроизводства (КАС). В ст. 125 УПК предлагается четко прописать, что граждане, в отношении которых проводятся ОРМ, могут обжаловать или сами эти действия, или санкцию суда на них.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за последние годы удовлетворено около 514 тыс. ходатайств правоохранителей на прослушивание телефонов или чтение переписки. Отказы выносились лишь в единичных случаях. Адвокаты указывают, что при попытках обжаловать эти решения чаще всего случаются отказы судов принимать заявления от граждан. При этом судьи как раз и ссылаются на отсутствие в ст. 125 УПК прямого указания на возможность оспорить действия оперативников.

Как пояснил «НГ» член Совета Адвокатской палаты Белгородской области Борис Золотухин, законопроект Минюста направлен на реализацию одного из постановлений Европейского Суда по правам человека от 2014 г. В нем говорилось, что законодательство РФ должно предусматривать «процедуру и возможность оспаривания правовых и фактических оснований и самих ОРМ, и судебного решения, на основании которых они проводились». Сейчас, напомнил Борис Золотухин, по ст. 125 УПК можно обжаловать только те ОРМ, которые были проведены по отдельным поручениям следователя или дознавателя на стадии проверки сообщения о преступлении или в ходе предварительного расследования. «Законопроект Минюста предполагает возможность обжаловать даже те ОРМ, результаты которых не привели к уголовному преследованию. И в этом его противоречивость, а также будущие сложности с принятием», – подчеркнул эксперт.

Проблемы при проведении ОРМ кроются в их закрытости и отсутствии детального нормативного регулирования, сказал советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн. Например, куда и в каком порядке необходимо обращаться заинтересованным лицам в случае подозрения, что при проведении ОРМ нарушены их права. Инициатива Минюста как раз и направлена на то, чтобы в законе появилась достаточная детальная регламентация этого вопроса. Сейчас это сделано только на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

«Поскольку ОРМ не являются стадией уголовного судопроизводства и их проведение не регламентировано УПК, обжалование их лицом, чьи права были нарушены, в порядке ст. 125 УПК на сегодняшний день проблематично», – считает член Адвокатской палаты города Москвы Татьяна Проценко. Тем более что о проведенном ОРМ лицо, в отношении которых оно проводилось, вообще обычно узнает в ходе расследования уголовного дела. А бывает и так, что при ознакомлении с материалами дела уже по окончании следствия. И вся защита прав сводится к попытке добиться признания недопустимыми тех доказательств, которые были получены с нарушением закона. Но бывает, что ОРМ проводятся и в отношении тех, кто не становится обвиняемыми, – и тогда восстановление нарушенных прав проблематично. Поправки Минюста, по идее, должны ликвидировать эту несправедливость, однако все та же практика заставляет в этом сомневаться. 

Источник – «Независимая газета».


Поделиться