Лента новостей

8 апреля 2021 г.
Суд по телефону
«Российская газета»: Предлагается прописать правила для онлайн-процессов
8 апреля 2021 г.
Верховный Суд продолжает править кодексы
«Независимая газета»: Адвокаты не принимают идею ликвидации института частного обвинения
26 марта 2021 г.
Адвокаты оправданы по делу о вмешательстве в правосудие
BFM.ru: Яков Шейнин и Сергей Голованюк смогли доказать, что не пытались воздействовать на потерпевшего

Мнения

Олег Панасюк
9 апреля 2021 г.
Один форум – много задач
О целях, которые ставила перед собой общественная организация «Молодые юристы», участвуя в форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»

Интервью

Социально ориентированная коллегия
25 января 2021 г.
Александр Никифоров
Социально ориентированная коллегия
Статус исполнителя полезных услуг помогает адвокатскому образованию рассчитывать на снижение арендных ставок

Кто во что юрист: вузы, бизнес и адвокаты поспорили о юридическом образовании

4 декабря 2015 г. 11:25

Бизнес, вузы и адвокаты задумались над проблемами юридического образования в России. Что мешает качественному преподаванию, вредна или полезна практикоориентированность и как отделить юристов от "обладателей юридических дипломов", обсудили они на пресс-конференции, организованной Федеральной палатой адвокатов РФ.


Бизнес, вузы и адвокаты задумались над проблемами юридического образования в России. Что мешает качественному преподаванию, вредна или полезна практикоориентированность и как отделить юристов от "обладателей юридических дипломов", обсудили они на пресс-конференции, организованной Федеральной палатой адвокатов РФ.

Лицо современного юриста

Непрактикующий заочник из филиала – таков, судя по статистике, современный молодой российский юрист. "Типичный студент-юрист учится платно на заочном отделении в специализированном юридическом или непрофильном гуманитарном вузе, который находится в региональном центре и в равной степени может быть государственным или негосударственным, филиалом или головным вузом", подтверждает исследование Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге ("Исследование: кто и как сегодня учит будущих юристов"). Это и верно, и неверно одновременно: статистическая правда ни в коей мере не соответствует картине в ведущих вузах страны, настаивает Александр Голиченков, декан Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. "Юробразование как осетрина – второй свежести не бывает", – сравнил Голиченков, юридическое образование или есть, или его нет вовсе, а вузы, дающие хорошую подготовку, и заведения, выдающие юридические дипломы, следует четко разделять. Чтобы почувствовать разницу, достаточно взглянуть на показатели: проходной балл в ведущие юрвузы выше на 10-15, чем в среднем по стране, а процент трудоустройства выпускников в том же МГУ колеблется в промежутке 80-97 процентов, что также значительно выше, чем среднестатистические 63,6 процента. Неприменимы к вузам-лидерам оказываются и общие стандарты, считает Голиченков.

Усредненные представления о подготовке юристов не только искажают положение дел в группе лидеров российского юробразования, но и способны стать источником новых проблем: все рекомендации вырабатываются для большинства и оказываются мало применимы к главным "кузницам кадров", в итоге лишь мешая им работать. "Не надо лечить пациента, если он здоров", – резюмирует Голиченков положение в ведущих юрвузах страны, подчёркивая, что основной задачей реформ образования должна стать ориентация на лучших. Надо выделить и развить хорошее, а не стремиться к универсальному подходу для всех, считает декан юридического факультета МГУ.

В целом же конкурентоспособная образовательная сеть в России сформирована, и входят в нее ведущие вузы страны, считает Голиченков: МГУ, МГЮА, РУДН и другие столичные вузы, а также ряд вузов в регионах – например, Томский госуниверситет. Лидеров признают и на юррынке: ранее в кадровых компаниях Право.ru подтверждали, что предпочтение работодатели отдают выпускникам именно этих вузов. Те же вузы упомянули в числе лучших и читатели Право.ru (Лучшим юрвузом в стране читатели "Право.ru" считают МГЮА).

Хороших юристов в России достаточно, соглашается с ним президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко. За последние 10 лет в адвокатуру, общая численность которой около 75 000 человек, приняли около 15 000 человек, рассказал он. Все эти люди отличаются не только уверенностью в собственных знаниях, но и самоотверженностью, считает глава ФПА – ведь в профессии адвоката о фиксированном заработке говорить не приходится и рассчитывать надо только на свои знания и опыт.

Тем не менее, цифра уже не выглядит такой значительной, если вспомнить, что за последние 20 лет юридическое образование в России получили порядка 2 млн человек, из которых работали по специальности – судьями, нотариусами, адвокатами, следователями, сотрудниками прокуратуры, для которых профильный диплом обязателен – в 2012 году только 300 000 человек. Можно предположить, что многим юробразование нужно лишь "для корочки" – о чём косвенно свидетельствует и статистика. В России получить диплом юриста можно в 947 вузах и филиалах. Всего же, по данным Минобрнауки на новый учебный год, в стране работают 950 государственных и негосударственных высших учебных заведений, которые имеют около 1300 филиалов. При таком числе желающих выдать диплом о юробразовании говорить о качестве не приходится, согласны участники пресс-конференции.

Действия Минобрнауки России, в котором заявили о намерении полностью убрать преподавание юриспруденции в филиалах вузов и оставить юридические факультеты только в опорных университетах, пользуется популярностью в профессиональном сообществе. Поможет готовить более качественных специалистов и общественно-профессиональная аккредитация юрвузов, которую с 2012 года совместно проводят Ассоциация юристов России, Минобрнауки и Рособрнадзор. О важности аккредитации говорил Виктор Блажеев, председатель Ассоциации юристов России, ректор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), подчеркнувший преимущества общественно-профессиональной аккредитации – независимость экспертизы и менее формальный подход к делу. По данным на февраль 2015 года ее получили 138 вузов (факультетов и филиалов), а на сегодняшний день, после завершения первого этапа аккредитации, ее получили лишь 149 вузов, рассказал Блажеев.

Проблемы из Европы и вопросы стандартов

И у хороших вузов могут возникнуть проблемы. Одна из них связана с болонской системой образования. "После бакалавриата мы получаем юриста-недоучку, – сетует Пилипенко, – а в магистерскую программу теоретически могут прийти специалисты из любой отрасли". В итоге выпускник магистратуры будет тоже обладать весьма поверхностными знаниями в юридической области, оказавшись очередным "специалистом с дипломом", но никак не юристом.

Нельзя однозначно констатировать пользу подготовки специалистов в ведомственных вузах. В профессиональном плане они, возможно, и выигрывают, но связи в социуме тоже имеют значение – а их в узкоспециализированном ведомственном вузе они весьма ограничены, говорит Юрий Пилипенко. По его мнению, ведомственное образование оптимально получать на уровне магистратуры. Согласен с таким подходом и Виктор Блажеев. На уровне бакалавриата юристов должны готовить хорошие юрвузы, а в магистерские программы надо добавить профильную составляющую, считает он – такой подход поможет существенно повысить качество образования.

Практика, этика и самодостаточность

Хороший юрист невозможен без практики, согласились все участники пресс-конференции, организованной Федеральной палатой адвокатов, подтвердив: теория без практики – деньги на ветер.

Но выпускник, имеющий опыт практической работы – это не только продукт хорошей вузовской программы. Необходимо взаимодействие университетов и представителей бизнеса, для которого и будет подготовлен специалист. "Подготовка практикоориентированного студента – это не только право и обязанность вуза, но и право и обязанность работодателя", подчеркнул Голиченков.

На деле же вузы часто сталкиваются с тем, что попытки сотрудничества попросту игнорируются, признает он. Так, из писем, разосланных более чем 60 организациям с предложениями о взаимодействии в вопросах подготовки профстандартов для корпоративных юристов, ответы пришли только от 15 компаний, причем многие письма носили скорее формальный характер, жалуется Александр Голиченков. "Сегодняшние потребители продукции (образовательных систем – ред.) не хотят трать ни время, ни деньги на "доводку" выпускника для своей конкретной организации. Подготовить выпускника для конкретной организации невозможно", – констатирует он.

Впрочем, перегибы в сторону практикоориентированного подхода тоже опасны, предупреждает Мария Абрамова, заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам компании "Газпромнефть-Центр". Излишняя ориентация на кейсы, пришедшая с Запада, нередко мешает молодым специалистам. Если раньше юристы понимали право, а не законодательство, то сегодня этот подход, который можно было считать преимуществом российских выпускников, уходит. Темпы изменений законодательства высоки, и основное, что нужно понимать юристу – принципы построения правовой системы, считает Абрамова. "Основной вопрос, без решения которого невозможно развитие юробразования – хотим ли мы иметь юробразование как универсальное или идти по пути глубокой специализации юристов", – отмечает она. И без универсальности не обойтись, в то время как специалиста конкретного узкого направления, как соглашаются представители бизнеса, проще "вырастить" – что нередко и делают крупные компании. Если раньше на "период адаптации" уходило около двух лет, то сегодня сроки сократились, что говорит о росте качества подготовки специалистов, отметила Ольга Войтович, заместитель генерального директора по правовым вопросам, член правления компании "Интеррос".

Однако элементарных практических навыков выпускникам всё же часто недостаёт, признаёт она. "Речь не о готовом выпускнике, а о возможности приобрести универсальные навыки – написания писем, например, составления юрзаключения и другие элементарные навыки, которых у студентов нет просто потому, что их этому не учат", – говорит Войтович. Кроме того, в вузах необходимо уделять внимание профессиональной этике, отметила она: "Может, для юриста нужна аналогия клятвы Гиппократа, чтобы снизить факторы риска? Юрист ничем не связаны, сегодня они могут работать на одного клиента, а завтра, получив конфиденциальные документы, работать против него".

Нередко российским выпускникам не хватает не только практики и этики, но и уверенности в себе, говорит Войтович. Нередко время в компании уходит не на то, чтобы дать вчерашнему студенту новые знания, а на то, чтобы научить его элементарно отстаивать свою точку зрения, отмечает она. Судя по отзывам студентов, имевших возможность получить образование как в России, так и в других странах, виной этому часто оказываются особенности отношений преподавателей к студентам в российских вузах.

Качество стоит дороже

Проблема подготовки качественных специалистов упирается в недостаток квалифицированных преподавателей в юрвузах, согласились участники пресс-конференции. В преподавательском составе вузов остаются часто далеко не самые яркие студенты, признаёт Юрий Пилипенко. Александр Голиченков подтверждает: привлекательность преподавательской деятельности среди выпускников падает. Если в 2008 году 17,5% выпускников бакалавриата МГУ говорили о намерении преподавать, то в 2015 году число желающих остаться работать в вузе значительно меньше – 12,7%. Причины того, что "студенты голосуют ногами за бизнес", понятны – оплата труда преподавателя оставляет желать лучшего, и квалифицированный специалист может заработать в разы больше, работая за стенами alma mater.

Проблемы вызывает и необходимость практического опыта для преподавателей вузов. Преподавание на полставки совместителя-практика – специалиста, работающего на полную ставку в другом месте, оказывается невозможно юридически. Многие же из тех, для кого преподавательская деятельность – основная, никогда не работали "в полях" и об особенностях практической работы знают исключительно в теории. Как именно следует организовать практику – пока непонятно. Стажировкам в ФПА, отметил Пилипенко, может помешать адвокатская тайна, а прохождение практики в бизнес-структурах для преподавателей едва ли будет полезно, считают представители "Интерросса" и "Газпромнефть-Центра": их заинтересу скорее не инхаус, а адвокатура и консалтинг. Не решен и вопрос с финансированием подобных стажировок – ни бизнес, ни государство готовности оплачивать преподавательскую работу "на земле" пока не готовы. "Надо искать точки соприкосновения", – заметил в финале пресс-конференции Александр Голиченков.

Поделиться