Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Принятый закон важен гражданам не меньше, чем адвокатам
СМИ: Зачем создается единый реестр адвокатов?
19 апреля 2024 г.
Фемида слепо верит экспертизе
СМИ: Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов
18 апреля 2024 г.
На адвокатов давит «тайна следствия»
СМИ: Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

Мнения

Тимофей Жирнов
22 апреля 2024 г.
Основная цель – сделать квалифицированную юридическую помощь доступной каждому нуждающемуся в ней гражданину
Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в МФЦ, Брянском филиале Фонда «Защитники Отечества» и Негосударственном центре бесплатной юридической помощи при АП Брянской области

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

«Клетки» в судах обойдутся в 600 тысяч рублей штрафа

16 июня 2020 г. 11:05

«Независимая газета»: Решение ЕСПЧ против решеток дает адвокатам повод оспаривать «бесчеловечные» приговоры


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) снова указал России на недопустимость размещения обвиняемых в судах в металлических клетках или пластиковых боксах-«аквариумах». Законопроект об их демонтаже находится на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ с февраля прошлого года: депутаты продумывают альтернативную систему безопасности, но не хотят использовать опыт других стран. По мнению экспертов, человек за решеткой еще до признания его виновным выглядит преступником в глазах публики, а главное – присяжных. Адвокаты заявляют о невозможности конфиденциального общения с доверителями. После указания на бесчеловечность и унизительность «клеточных» условий у защиты в большинстве дел будет шанс на получение от ЕСПЧ решения о компенсации в 600 тыс. руб.

Заточение обвиняемого в «клетку» или «аквариум» на время проведения судебных заседаний противоречит ст. 3 Европейской конвенции о правах человека, которая устанавливает безусловный запрет «на применение пыток, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание». Об этом говорится в постановлении ЕСПЧ по делу «Фирсов против Российской Федерации». Заявитель пожаловался на «чувство стыда и незащищенности», которое он испытал, когда сидел в суде за металлической решеткой.

В Страсбурге согласились с тем, что такая изоляция подрывает презумпцию невиновности, априори убеждая общественность, в том числе присяжных, будто бы данный человек опасен, а следовательно, скорее всего виновен. Кроме того, нарушается гарантия конфиденциальности общения подсудимого с защитником из-за дежурящих рядом конвойных.

В своем ответе российские власти посчитали эти аргументы необоснованными, так как предвзятость к подсудимому из-за «клетки» еще нужно в каждом случае доказывать, а чувство стыда у конкретного заявителя могло возникнуть и вследствие совершенного им преступления.

По словам опрошенных экспертов, «клетка» присутствует практически в любом уголовном процессе. Несмотря на продолжительную критику со стороны ЕСПЧ, ни суды, ни Правительство РФ не спешат решать эту системную проблему. Власти ссылаются на то, что демонтаж «клеток» является затратным для бюджета. Также из-за этого возникнет потенциальная опасность для участников судопроизводства, а значит, потребуется увеличение численности конвоя, что повлечет очередные дополнительные расходы.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла, что держать людей, которые еще не признаны виновными, в «клетке» – это «негуманно и недостойно». В 2018 г. группа сенаторов внесла в Госдуму соответствующий законопроект, прохождение которого остановилось после первого чтения в феврале 2019 г. Профильный комитет указал, что документ нуждается в доработке, поскольку «его реализация может создать трудности в обеспечении надлежащего порядка». С тех пор депутаты думают над альтернативной системой безопасности.

Эксперты указывают, что обвиняемые должны сидеть рядом с защитниками, чтобы иметь возможность общения тет-а-тет. Именно такая практика реализуется в других странах без неприятных последствий. Подчеркивается, что вряд ли можно говорить о какой-либо экономии, если очередное решение ЕСПЧ по «клеткам» станет для адвокатов основанием для оспаривания приговоров, которые де-юре вынесены с нарушениями международных норм. Не исключается, что продолжающееся игнорирование этой проблемы со стороны властей может подтолкнуть Страсбург на принятие пилотного решения, за неисполнение которого РФ будут склонять в Совете Европы. Пока же практически всем заявителям по делам о «правосудии в “клетке”» ЕСПЧ уже назначает стандартный размер компенсации в размере 7,5 тыс. евро, что примерно составляет 600 тыс. руб.

Как считает статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Константин Добрынин, документ в ГД завис из-за «противодействия отдельных правоохранительных ведомств» и неактивной позиции Верховного Суда РФ. По его мнению, все упирается в деньги и в то, кто будет отвечать за безопасность. Пока законодатели ищут компромисс, условия для обвиняемых в судах в целом остаются неудовлетворительными. Например, по норме на одного подсудимого, помещенного в камеру в здании суда, положено не менее 4 кв. м, а для размещения двух служебных собак – не менее 9 кв. м, то есть «собакам в судах немного лучше». Константин Добрынин уточнил, что «клетки» появились еще в советские времена, при этом в Уголовно-процессуальном кодексе о них не было ни слова, следы были лишь «в дремучей инструкции советского Минюста конца 1970-х». После 1994 г. «клетки» были установлены практически во всех судах, хотя в законе это так и не отражено: «Фактически в судах их не существует, так же, как и “аквариумов” – значит, права людей повсеместно нарушаются внутриведомственными инструкциями». Приблизительно с 2004 г. началась планомерная замена «клеток» на светопрозрачные модульные кабины, но проект реализован относительно успешно лишь в Москве и Санкт-Петербурге. «В целом по России доля кабин составляет примерно 30%. В глубинке подсудимые продолжают слушать собственное дело по старинке за железными прутьями решетки», – сказал Константин Добрынин.

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян напомнил, что до появления «клеток» обвиняемых сажали на специальные скамьи для подсудимых, при этом от суда их отгораживал лишь деревянный барьер. И сейчас адвокаты, ссылаясь на позицию ЕСПЧ, периодически ходатайствуют о пересаживании подзащитных к себе на лавку, но суды на это реагируют по-разному. «Например, по делам об особо тяжких насильственных и некоторых иных преступлениях подсудимых оставляют в “аквариумах”. Проблема с конфиденциальным общением в таких условиях есть, потому что оставлять подсудимого без конвоя никто не станет», – пояснил эксперт. Советник ФПА согласен с тем, что повод для все новых обращений в ЕСПЧ сохраняется.

Источник – «Независимая газета».

Поделиться