Лента новостей
Как самый масштабный сбой ГАС «Правосудие» повлиял на работу судебной системы
Конституционный Суд РФ запретил применять сроки давности по коррупционным делам
Адвокаты просят улучшить онлайн-запись в СИЗО
Мнения
К предложениям адвокатского сообщества Удмуртии прислушиваются
Интервью
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Кабала с маленькой буквы
Предлагается запретить мелкий почерк в договорах
Недавно парламент отклонил законопроект о запрете использования мелкого шрифта в любых договорах и инструкциях. В Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству сочли, что инициатива содержит слишком оценочные положения.
По словам заместителя председателя комитета Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгения Малеева, обсуждение законопроекта продолжится, после чего его внесут в Госдуму через один из региональных парламентов.
Разработчики проекта ссылаются на арбитражную практику, в ряде дел суды признали нарушением указание в договоре условий мелким шрифтом.
Советник Федеральной палаты адвокатов Александр Орлов рассказал, что мелкий шрифт довольно редко становится предметом судебного разбирательства, и в основном это касается привлечения к административной ответственности в области нарушения прав потребителей или законодательства о рекламе. «Мелкий шрифт в данном случае является способом распространения информации, который затрудняет восприятие информации и не позволяет потребителю с ней полноценно ознакомиться. В этом случае потребитель вводится в заблуждение, - сказал Александр Орлов. - Такой подход встречается и в оценке текстов договоров. В этом случае мелкий шрифт, которым написан договор, также затрудняет его визуальное восприятие и, соответственно, мешает сделать потребителю правильный выбор или получить полную информацию о предмете и условиях сделки. Однако при оспаривании сделок суды, как правило, не считают данный аргумент достаточным для удовлетворения иска».
Гражданский кодекс предусматривает, что сделка может быть признана недействительной, если она совершена под влиянием заблуждения. При этом заблуждение должно быть настолько существенным, что лицо, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершило бы сделку, если бы знало реальное положение.
«Однако суд обычно не соглашается, что причиной такого заблуждения мог бы выступать мелкий шрифт, - говорит Александр Орлов. - Во-первых, стороны договора не ограничены в возможности обратиться за разъяснениями или получить дополнительное время для более внимательного изучения текста. Во-вторых, сторона вправе отказаться от заключения сделки, если ее условия остаются неясными по какой-либо причине. В-третьих, пусть договор и написан мелким шрифтом, но он при этом не содержит неясностей или двояких толкований, которые могли бы привести к заблуждению. Кроме того, сторона по сделке не лишена права обратиться до заключения договора за юридической помощью. В итоге все сводится к тому, что человек узнает о наличии мелкого шрифта сразу, когда ему распечатывают договор. Это не некий «скрытый» дефект. Гражданин подписывает такой документ собственноручно. Если ему необходимо, пользуется помощью адвоката или просит предоставить ему время для внимательного ознакомления с условиями договора. Кроме того, потом заключенный договор, как правило, исполняется сторонами, например, кредит выдается и частично гасится заемщиком по графику. В этом случае одного только мелкого шрифта для оспаривания сделки, очевидно, недостаточно».
Прочитать полную версию статьи можно на сайте газеты: https://rg.ru/2017/01/30/v-dogovorah-i-instrukciiah-predlozhili-zapretit-melkij-shrift.html