Лента новостей

19 апреля 2024 г.
Принятый закон важен гражданам не меньше, чем адвокатам
СМИ: Зачем создается единый реестр адвокатов?
19 апреля 2024 г.
Фемида слепо верит экспертизе
СМИ: Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов
18 апреля 2024 г.
На адвокатов давит «тайна следствия»
СМИ: Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

Мнения

Наталья Червякова
19 апреля 2024 г.
Решать проблемы оказания БЮП участникам СВО и членам их семей необходимо совместными усилиями
О докладе по участию адвокатов АП Новгородской области в государственной системе бесплатной юридической помощи в 2023 г.

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Игра на нервах

22 сентября 2015 г. 11:58

Управляющий партнер АБ «Иванян и Партнеры» Христофор Иванян комментирует решение суда, обязавшего платить авторские отчисления продавца, слушавшего в магазине радио на телефоне


Суд по интеллектуальным правам признал законной практику, когда хозяина магазина заставляют платить компенсацию авторским обществам за звучащую в торговом зале музыку. По словам юристов, такое же правило распространяется на парикмахерские, кафе, любые места, где люди тратят деньги. Так что нам, как клиентам, придется привыкать тратиться в тишине.

Побороться за право бесплатно радовать слух покупателей попыталась владелица одного из магазинов тканей в Екатеринбурге. Представители авторского общества зафиксировали, что продавщица магазина слушала радио на сотовом телефоне. Над прилавками звучали популярные хиты в исполнении Верки Сердючки,Ирины Аллегровой, "ВиаГры" и других.

Как выяснилось, все это были небесплатные мелодии. Возможно, продавщица магазина не была осведомлена о правовых тонкостях, да и кому из неюристов придет в голову, что громко слушать музыку на работе нельзя. Однако хозяин бизнеса обязан следить, чтобы песни, за которые положено платить авторским обществам, не попадали в чужие уши даром. А здесь мелодии никак не могли пролететь мимо покупателей.

На владелицу магазина подали в суд, который взыскал с нее 150 тысяч рублей в пользу авторского общества. По 20 тысяч за каждую пойманную песню плюс набежавшие проценты.

По большому счету, в том, что авторские общества предъявляют такие претензии, особой новости нет. И выигрывать суды они стали не вчера. Так что если кто не заметил, но музыка постепенно уходит из наших общественных мест. "На трибунах становится тише" - это будто про нашу современную жизнь сказано и спето. Однако Суд по интеллектуальным правам, достаточно молодое учреждение, работает чуть больше двух лет. А год назад вступили в силу большие поправки в Гражданский кодекс, касающиеся интеллектуальных прав.

"Ранее ГК РФ содержал небольшой перечень случаев свободного использования произведений, возможного без согласия правообладателя и выплаты вознаграждения ему, - пояснил "РГ" советник Федеральной палаты адвокатов Христофор Иванян. - Принятые изменения расширили перечень свободного использования произведений. В частности, стало возможным публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в ряде учреждений, в том числе в образовательных организациях".

В общем, повод для робкой и чуточку наивной надежды был. Не свершилось. Уже в Суде по интеллектуальным правам, рассматривавшем кассационную жалобу, предпринимательница объясняла, мол, денег за вход в магазин не берет, каждый может войти, что-то покупать вовсе не обязательно. Продавщица же не завлекала песней клиентов, а скрашивала себе рабочий день. Тем не менее эти доводы приняты не были.

Закон на сей счет строг. Юристы же поясняют, что песня в торговом зале в любом случае - часть бизнеса, ведь она не только строить и жить помогает, но и продавать. Когда на душе покупателя становится весело от приятной мелодии, то и деньги из кармана легче достаются.

Практика складывается так, что если есть даже намек на коммерцию, придется платить. Насколько справедлив такой порядок, можно долго спорить. И, пожалуй, спорить нужно. Но в любом случае сегодня приходится держать в узде свои радиоприемники в общественных местах. Активно применяется и статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях, наказывающая в том числе за незаконное использование произведений и фонограмм. Каждый год по ней наказывают тысячи предпринимателей. Помимо отчислений им приходится платить штрафы.

При этом общественность часто критикует авторские общества за непрозрачную систему распределения средств. Кому и за что достаются большие деньги, непонятно не только обычным людям, но часто и профессионалам. Поэтому сейчас разрабатываются новые поправки в Гражданский кодекс в отношении данного вопроса. К их подготовке практически одновременно минувшим летом приступили минкультуры и минкомсвязи. Правда, обнародованные проекты прямо не связаны между собой и в некоторых положениях даже противоречат друг другу.

"Цели изменений, разрабатываемых Минкультуры, - усилить контроль за деятельностью аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, - поясняет Христофор Иванян. - Во-первых, авторские общества хотят обязать предоставлять ежегодный отчет в установленной форме о своей деятельности вышестоящему федеральному органу исполнительной власти. Во-вторых, их хотят обязать раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе финансово-хозяйственной".

Минкомсвязи также выступает за усиление контроля и за прозрачность работы организаций по управлению авторскими и смежными правами. В своих правках Минкомсвязи выступает против бездоговорного управления правами, когда общества собирают отчисления в пользу правообладателей, с которыми у них не заключен договор.

- По действующему законодательству специально аккредитованные государством организации по управлению авторскими и смежными правами представляют интересы всех зарубежных и российских авторов вне зависимости от того, заключен ли с ними письменный договор или нет, - говорит советник ФПА, - и, по мнению Минкомсвязи, при такой системе у правообладателей отсутствует возможность контролировать эти организации.

На практике порой возникали ситуации, когда организаторы концертов напрямую выплачивали гонорары артистам-правообладателям за живое исполнение, однако авторские общества все равно требовали компенсаций.

Поделиться