Лента новостей
Движение в сторону профессионализации судебного представительства
«Вертикальная» Фемида – не для защиты прав граждан
Суды предпочитают принимать решения без протокола
Мнения
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Интервью
Грани профессионального мастерства
Гуманизация не должна быть частичной
«Независимая газета»: Число обитателей СИЗО растет на фоне сокращения тюремного населения
Для дальнейшей гуманизации системы правосудия необходимо расширять полномочия присяжных и проводить амнистии по нетяжким статьям. Такие предложения выдвинула Федеральная палата адвокатов РФ в ответ на недавние заявления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) о сокращении в России за последние годы числа заключенных примерно с миллиона до менее чем 500 тыс. человек. Хотя некоторые смягчающие положение заключенных инициативы за последние годы были воплощены в жизнь, что свидетельствует о разделении государством идеи «либерализации уголовно-правовой политики», по мнению президента ФПА РФ Юрия Пилипенко, в практике судопроизводства сохраняется множество проблем и негативных тенденций.
Например, суды придают доказательствам со стороны обвинения больше веса, чем доводам защиты. Адвокаты сталкиваются с подчеркнутым игнорированием или вовсе незаконным ограничением их процессуальных прав. «Ситуация в российском правосудии остается противоречивой», – констатировал Юрий Пилипенко.
О том, что на рубеже веков «население» ФСИН составляло около миллиона человек, напомнил «НГ» адвокат Борис Золотухин. По его словам, прогресс по сокращению численности осужденных отчасти связан с политикой ВС РФ, который систематически работал над смягчением и декриминализацией ряда уголовных статей. В результате около 70% выносимых сейчас приговоров предусматривает наказание, не связанное с лишением свободы. Как подчеркнул Борис Золотухин, не менее значимую роль сыграла и адвокатура: «Сокращение числа сидельцев достигнуто и благодаря работе отдельно взятых адвокатов, региональных палат и ФПА, которые регулярно поднимали перед властью и обществом проблемы уголовного судопроизводства». При этом эксперт выразил обеспокоенность значительным ростом числа людей, находящихся в СИЗО, даже несмотря на более частое применение домашнего ареста.
Как отметил старший партнер адвокатского бюро LOYS Алексей Захаров, государство действует в логике сокращения расходов на пенитенциарные учреждения именно за счет уменьшения численности их обитателей. При этом бюджет еще и пополняется от штрафов и экономии от принудительных работ. Эксперт подтвердил, что суды реально чаще стали назначать альтернативные аресту меры пресечения. Но тем не менее арестантов в СИЗО в этом году стало больше на 7,3 тыс. человек. Захаров поэтому напомнил о том, как широко применялись амнистии в 90-е и 2000-е гг. «К сожалению, в настоящее время ожидания осужденных на данный инструмент уголовно-правовой политики не оправдываются», – подчеркнул он.
Представители адвокатуры настаивают на необходимости дальнейшей либерализации этой политики, в том числе за счет расширения компетенции суда присяжных, декриминализации неопасных для общества преступлений, более широкого применения той же амнистии, но главное – за счет подлинного, а не уравнивания положения сторон защиты и обвинения «на бумаге».
Адвокат Вячеслав Голенев обратил внимание, что присяжные выносят более гуманные приговоры, чем профессиональные судьи. Так, в 2019 г. коллегии присяжных в райсудах Москвы оправдали 62% подсудимых. Это в 365 раз больше, чем средняя цифра по судам. «Суды присяжных благотворно влияют не только на состязательность судебного процесса, но и приводят к тому, что правоохранительные органы начинают “думать” о возбуждении уголовных дел – имеют ли таковые перспективу, а значит – объективно вырастет уровень подготовки следователей и прокуроров», – полагает Вячеслав Голенев.
Компетенцию суда присяжных, по мнению адвокатов, можно было бы расширить, добавив экономические и должностные преступления, преступления против личности, против собственности, а также в сфере компьютерной информации и интеллектуальной собственности.
Для повышения реальной состязательности сторон защитники настаивают на своем праве заказывать экспертизы, выведя этот институт из компетенции следствия. Это позволит уравнять положение сторон в части одного из самых сложных вопросов уголовного процесса – применения специальных познаний. Декриминализация же многих нетяжких преступлений не нанесет никакого вреда – и сейчас единицы подобных дел доходят до суда, что доказывает их незначительное влияние на преступность и фактическое отсутствие опасности для общества.
«Дальнейшая гуманизация уголовно-правовой политики может выражаться и в закреплении как политического обычая амнистии для тех, кто впервые привлекается к уголовной ответственности за нетяжкие и средней тяжести преступления. За такими лицами следовало бы признать своего рода “право на ошибку”, а в противном случае российское правоприменение продолжит оставаться в сталинской парадигме “10 лет за 3 колоска”», – уверен Вячеслав Голенев.
Источник – «Независимая газета».