Лента новостей
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации
Адвокат объяснил, чем опасны переводы незнакомцам по номеру телефона
Предлагается смягчить правила наказания матерей за повторные преступления
Мнения
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
Интервью
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Экзамены на статус адвоката планируется записывать на видео
СМИ: В ФПА рассказали о подготовке реформы сферы судебного представительства
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ (далее – ФПА РФ) Михаил Толчеев сообщил, что проект реформы сферы судебного представительства практически согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Сейчас документ рассматривается в Правительстве России. Последние подробности о подготовке реформы прозвучали на встрече руководства ФПА РФ с журналистами 25 декабря 2024 г. В частности, в рамках запланированных изменений предлагается сделать более прозрачными процедуры получения статуса адвоката. Например, записывать на видео экзамены, которые сдают кандидаты.
По словам вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева, на сегодняшний день общее понимание концепции профессионализации судебного представительства уже есть, эта концепция согласована со всеми заинтересованными органами и ведомствами. Как пояснил спикер, основным блоком предусматриваемых изменений должны стать дополнения в процессуальные кодексы, согласно которым профессиональными представителями, оказывающими квалифицированную юридическую помощь, являются только адвокаты. По его словам, в планах на 2025 г. стоит окончательное оформление законопроекта, направленного на реализацию согласованной концепции, вынесение его на широкое обсуждение и, возможно, выход с ним на законодательную инициативу.
Надо подчеркнуть, что концепция реформы была разработана Министерством юстиции Российской Федерации. Ранее сообщалось, что документ уже внесен в Правительство РФ. В рамках планируемой Минюстом России реформы квалифицированной юридической помощи судебное представительство должно быть организовано исключительно на базе адвокатского сообщества. Также будут предусмотрены исключения, например арбитражные управляющие, патентные поверенные и др.
Первый вице-президент ФПА РФ рассказал, что в ходе обсуждения было решено предусмотреть значительный переходный период – от 1 года до 2 лет – для того, чтобы те, кто работает на рынке оказания юридической помощи, приобрели статус адвоката в установленном законом порядке. Кроме того, планируется установление более прозрачных механизмов вхождения в адвокатскую профессию, в том числе аудио- и видеопротоколирование сдачи квалификационного экзамена, что позволит претендентам, не согласным с результатами испытаний, обжаловать эти результаты в Совете адвокатской палаты, а в исключительных случаях – и в Федеральной палате адвокатов РФ.
Михаил Толчеев убежден, что для настоящих профессионалов, которые работают на рынке оказания юридических услуг, не составит большого труда подтвердить свой уровень квалификации и сдать квалификационный экзамен.
«Мы должны дать оценку, готов ли этот человек быть адвокатом, отвечает ли он тем требованиям, которые закон предъявляет к адвокатам, – сказал он. – Речь не идет только лишь о проверке знаний, точнее контроле того, как он учился и сдавал экзамены в институте. Речь идет о сугубо адвокатском, если хотите, мировоззрении, готов ли этот человек быть адвокатом, а поэтому здесь упрощенный порядок на данный момент не рассматривается».
Михаил Толчеев также рассказал о существующих предложениях сделать квалификационный экзамен многовариантным с учетом будущей специализации адвокатов (например, гражданское или уголовное право). Это предложение, по мнению спикера, требует существенной проработки и значительных финансовых вложений. Пока такое предложение в концепцию реформы не включили. «На сегодняшний день вся правоохранительная система и судебная система привыкли, что если адвокат пришел, то он сдавал квалификационный экзамен, то есть к нему уже относятся априори как к человеку, который обладает экспертными познаниями в области права и в области судебного процесса во всех областях», – подчеркнул Михаил Толчеев.
Один из вопросов, который часто задают скептики: хватит ли юристов на всю страну. В Москве адвокатов достаточно. Но как быть людям в небольших городках и поселках? Говоря об обеспечении квалифицированной юридической помощью граждан, проживающих в малонаселенных районах страны, где сейчас юристов либо мало, либо они вовсе отсутствуют, Михаил Толчеев заметил, что адвокатские палаты регионов уже научились решать проблему оказания такой помощи в подобных местах, направляя туда адвокатов для работы, в том числе и вахтовым методом.
«На данный момент мы считаем, что говорить об “адвокатской монополии” не совсем корректно, поскольку речь идет не о монополизации какого-то вида услуг или товаров. Речь идет о создании единого механизма публичной деятельности в виде оказания квалифицированной юридической помощи, а раз эта деятельность публичная, то есть значимая для общества, то должны быть единые стандарты и механизмы публичного контроля, самоконтроля и так далее», – пояснил первый вице-президент ФПА РФ. Михаил Толчеев скептически отнесся к предположению, что после реформы квалифицированная юридическая помощь станет доступной только для богатых, поскольку сократится количество тех, кто будет вправе оказывать такую помощь. Ожидается, что большинство практикующих юристов просто перейдут в адвокатуру, отсеются только те, кто не обладает достаточными квалификацией и уровнем познаний, то есть не отвечает требованиям, предъявляемым к этому конституционно значимому виду деятельности, убежден первый вице-президент ФПА РФ.
При этом он разграничил качественную юридическую помощь и квалифицированную помощь, на которую граждане имеют право согласно ст. 48 Конституции РФ. Квалифицированная помощь не просто является качественной, но и определяется дополнительными признаками: гарантия независимости, адвокатская тайна и др.
Вице-президент ФПА РФ Сергей Зубков добавил, что государство помимо реформирования рынка юридических услуг большое внимание уделяет вопросу обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной.
Источник – «Российская газета».