Лента новостей

1 октября 2020 г.
Упрощается получение гражданства
«Российская газета»: Законодатель посчитал, что получать вид на жительство у собственных детей неправильно
29 сентября 2020 г.
Pro bono: мифы и страхи в России
«Сфера»: Об опыте юристов, практикующих pro bono
28 сентября 2020 г.
Полиция заплатит
«Российская газета»: Суд взыскал с МВД компенсацию за незаконный обыск у адвоката

Мнения

Анна Здановская
25 сентября 2020 г.
Псковские адвокаты активно работают с молодежью
Адвокатская палата региона реализует ряд проектов по правовому просвещению молодежи и студентов

Интервью

Отказаться от ограничения права на кассацию
28 июля 2020 г.
Тамара Морщакова
Отказаться от ограничения права на кассацию
Заместитель председателя КС РФ в отставке Тамара Морщакова высказала мнение по поводу предложения ограничить право на кассационное обжалование приговоров сроком в два месяца

Доступ разрешен

8 июня 2020 г. 12:44

«Профиль»: как новые полномочия полиции отразятся на жизни россиян


Полномочия полицейских могут быть значительно расширены. В Правительстве РФ решили дать им право оцеплять любые объекты и осматривать в них граждан и их вещи, проникать в жилища, вскрывать автомобили и применять оружие при угрозе нападения. При этом полицейского нельзя будет за это законодательно преследовать. Соответствующие поправки в закон «О полиции» Государственная Дума ФС РФ планирует рассмотреть в июне. Текст законопроекта вызывает у юристов много опасений, отмечает советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Игорь Пастухов. «По нашей оценке, к сожалению, законопроект не столько исключает нормы, носящие неопределенный характер, сколько расширяет права сотрудников полиции, без детального регулирования условий, в которых эти права должны реализовываться», – поясняет он.

По мнению авторов документа, ряд положений федерального закона «О полиции», принятого девять лет назад, нуждается в уточнении. Это показал «всесторонний анализ правоприменительной и судебной практики», который выявил «ряд проблем, препятствующих полиции эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, при его подготовке учтены предложения от действующих сотрудников и ветеранов органов внутренних дел, общественных объединений и граждан.

Законопроект дает полицейским ряд новых полномочий. Например, они смогут оцеплять или блокировать территории, жилые дома, строения и любые другие объекты в случаях «мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление».

В границах такого оцепления они получают право проводить личный осмотр граждан, их вещей и машин. Если гражданин отказывается от осмотра, его не пропустят через оцепление. Такие нововведения вызывают серьезные опасения экспертов.

«К сожалению, с учетом наших реалий очень нетрудно представить, что для поиска, например, наркотиков полиция захочет оцепить целый завод. А в рамках границ оцепления законопроект предполагает дать ей право подвергать людей личному осмотру или требовать предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы. Такие полномочия явно требуют более детального регламентирования, чего сейчас не предполагает законопроект», – говорит адвокат Игорь Пастухов.

Также полицейские смогут «осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты» в рамках проверки заявлений, поданных гражданами, и сообщений о происшествиях. Сейчас закон дает им такое право лишь в некоторых специальных случаях. Например, на публичных и массовых мероприятиях, при обеспечении безопасности дорожного движения, при проведении антитеррористических мероприятий, на охраняемых объектах или при задержании. Нововведение позволит повысить качество проверки сообщений о происшествиях, говорится в документе.

Можно будет досмотреть и гражданина, если есть основания полагать, что он скрывает при себе украденную вещь. «Применение этих полномочий не может не затронуть права многих граждан, но при этом никаких рамок для этого не предлагается, – говорит советник ФПА. – К сожалению, подобный подход ведет скорее к произволу, чем к нормальному обеспечению баланса прав и свобод граждан и мер, необходимых для обеспечения интересов общества».

Также полицейские получат право проникать «в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» для задержания лиц, застигнутых на месте совершения предполагаемого преступления, или тех, на кого потерпевшие или очевидцы «указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

«Меня смущает предоставление полиции такого права – при том, что ровно такая же формулировка в УПК указана как основание для задержания подозреваемого по возбужденному уголовному делу», – подчеркивает советник ФПА.

Кроме того, сотрудники полиции получают право вскрывать транспортное средство, если в нем заблокировался предполагаемый преступник или гражданин, жизни и здоровью которого угрожает опасность, – например, младенец без присмотра, раненый и т.д. Аналогичное право сейчас закреплено за войсками национальной гвардии, но перечень оснований для полицейских предлагается еще более широкий, отмечает Игорь Пастухов.

«Применяемая формулировка “если имеются основания полагать” абсолютно “резиновая”, она фактически не поддается контролю, в том числе даже и судебному. Полицейскому достаточно сослаться на наличие секретных оперативных данных, чтобы обосновать фактически любое свое действие. И вред, который причинен при вскрытии автомашины по “основаниям полагать”, которые не подтвердились, будет юридически вредом, причиненным при выполнении законных полномочий полиции, и в связи с этим не будет подлежать возмещению, что никак нельзя признать нормальным», – подчеркивает эксперт.

Сейчас любые действия с транспортным средством могут быть совершены только в присутствии его собственника, напоминает адвокат АП Московской области Виолетта Волкова. Проектируемые нормы могут повлечь существенные злоупотребления в отношении автовладельцев, так как в этом случае сотрудник полиции не несет ответственности за причинение повреждений транспортному средству. Получается, что материальная ответственность за ошибочные действия полицейского или действия, связанные со злоупотреблением служебным положением, при формально правильно оформленных документах ляжет на автовладельца.

Еще одна новая норма дает полицейскому право применить оружие, если на него напали с предметом, внешне неотличимым от настоящего оружия. Также он может применить его при задержании, если преследуемый пытается прикоснуться к оружию или «совершить иные действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Любое расширительное применение права на оружие может быть опасным для граждан, поскольку связано с субъективными действиями сотрудников правоохранительных органов, говорит Виолетта Волкова. Также сотрудник полиции может ошибаться насчет физического возраста лица, в отношении которого применяется оружие.

Еще одна новелла говорит о том, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции». Это положение законопроекта вызывает самое большое возмущение экспертов.

«Его нельзя расценивать иначе, как абсолютный карт-бланш полицейскому, который может действовать по принципу – я это делаю потому, что за мной в законе закреплено такое полномочие, а мои мотивы – мое внутреннее дело. Эта формулировка полностью игнорирует существование злоупотребления служебными полномочиями как одного из должностных преступлений.

Либо это положение законопроекта не нужно вовсе, если оно авторами понимается как утверждение, что за законные действия полицейский не может нести ответственность. Такое положение законодательство уже содержит, и дублировать его, тем более в такой неоднозначной форме, нет никакой необходимости», – полагает советник ФПА Игорь Пастухов.

В целом же декларируемые законопроектом меры усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан фактически сведены к обязанностям сотрудников полиции сообщать гражданам, что в отношении их собственности применены принудительные полномочия. При этом в законопроекте не приведено никаких реальных механизмов обеспечения прав граждан в этой ситуации, подчеркивает эксперт.

Источник – еженедельник «Профиль».

Поделиться