Лента новостей

18 апреля 2024 г.
На адвокатов давит «тайна следствия»
СМИ: Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию
12 апреля 2024 г.
Адвокатура готовится жить по-новому
СМИ: Как изменился Закон об адвокатуре
10 апреля 2024 г.
«Большинство граждан не обращаются в суды и мало знают о своих правах»
СМИ: В ФПА РФ рассказали о парадоксах в адвокатской практике

Мнения

Григорий Балахнин
17 апреля 2024 г.
У пенсионеров есть потребность получить консультацию у того, кому можно доверять
О важности оказания бесплатной юридической помощи людям старшего поколения

Интервью

Адвокатура – это своего рода семья
12 апреля 2024 г.
Александр Илькун
Адвокатура – это своего рода семья
Роль женщин в адвокатуре сложно переоценить

Доктор прописал гильотину

12 декабря 2019 г. 10:43

«Профиль»: В России стартует беспрецедентная по масштабам административная реформа


Грандиозный подарок к Новому году готовит российским предпринимателям федеральное правительство. С 1 января 2020 г. в России будут отменены 20,5 тыс. нормативных актов СССР и РСФСР, которые, как оказалось, не просто продолжали действовать в новом государстве в XXI в., но стали инструментом избыточного давления на бизнес. Но на этом правительство не останавливается. Беспрецедентная по своим масштабам административная реформа, получившая не менее громкое название «регуляторная гильотина», продлится весь следующий год. Все предыдущие реформы, целью которых было снижение административной нагрузки на бизнес, имели половинчатый характер, отмечает советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн. На этот раз основа этих взаимоотношений должна измениться, поскольку избыточных процедур контроля не останется.

В СССР о бизнесе мало беспокоились. Однако существовали стандарты контроля за предприятиями – пожарные, санитарные, строительные, например, которые с таким же успехом стали применяться ревизорами и в новых, рыночных, реалиях. В итоге современным предпринимателям приходится либо изворачиваться, подстраиваясь под устаревшие советские стандарты, либо платить штрафы.

Цель реформы – создать новую систему эффективного надзора. В частности, к 1 января 2021 г. должны будут отменить все нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые сочтут избыточными. Большинство экспертов реагируют на реформу со вздохом облегчения: давно пора. Хотя есть и скептики: можно отменить десятки тысяч устаревших норм, но ведь все время появляются новые. И если главная цель ревизора на проверке – оштрафовать, то подходящую статью он всегда найдет.

Изначально предполагалось, что под «гильотину» попадут примерно 9 тысяч нормативных актов. При этом Минюсту России предстоит провести ревизию десятков тысяч документов.

В июле Правительство опубликовало перечень из 21 ведомства, которые занимаются нормативным творчеством в области госконтроля, а также перечень видов контроля, которые проводят 33 ведомства. Среди них – Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Роскомнадзор, МВД, МЧС, Минтруд, Минфин, ФАС. Минэкономразвития подсчитало: на федеральном уровне в стране действует 220 видов госконтроля, на региональном – 50, на муниципальном – 16. Это без учета разрешительной деятельности, у которой насчитывается 624 вида. Всего же обязательных нормативов набралось под два миллиона.

Надежд на «регуляторную гильотину» возлагается немало, ведь ни одна из предыдущих реформ по снижению нагрузки на бизнес и сокращению административных барьеров к успеху не привела, а мерилом его была бы бурно растущая экономика страны.

Как уже писал «Профиль», формально число плановых проверок бизнеса с 2010 г. снизилось с 1,35 млн до 302 тыс., а внеплановых – с 1,1 млн до 676 тыс., т.е. в четыре и в два раза соответственно. Хотя сами представители бизнеса в соцопросе, проведенном по заказу бизнес-омбудсмена, констатируют: административная нагрузка растет. «Проблема оказалась в том, что сегодня количество контрольно-надзорных мероприятий, которые не называются проверкой и которые не надо согласовывать в прокуратуре, по некоторым органам практически достигло и даже превышает количество плановых проверок», – говорит Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Все это «обходные пути»: административные расследования, мониторинги, так называемые проверки по КоАП.

Предыдущие реформы, целью которых было снижение административной нагрузки на бизнес, имели половинчатый характер, отмечает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн: «Изменению подверглись лишь отдельные нормы и процедуры, которые не меняли систему взаимоотношений государства и бизнеса». Но на этот раз основа этих взаимоотношений должна измениться, считает адвокат: избыточных процедур контроля не останется, значительно сократится общее число регуляторных норм, и ревизоры лишатся предмета для проверок.

Из-за колоссальной армии ревизоров реформа вызывает пока настороженное и даже подозрительное отношение многих экспертов, ведь любую попытку оптимизации «система административно-ревизионного контроля воспринимает как непосредственную угрозу против самой себя», считает адвокат АП Санкт-Петербурга Валерий Зинченко. «Самопродуцирующая система контроля далеко не всегда заинтересована в своем же упрощении, – полагает он. – Без работы и привычного заработка могут остаться многие ее представители. Поэтому даже если и говорить о перспективе позитивных изменений, то для начала лучше готовиться к своеобразному “дембельскому аккорду” контролеров».

Например, Грузии это удалось. Многие области жизнедеятельности были максимально разгосударствлены, а число контролирующих органов и чиновников сокращено. «Для России этот опыт является интересным, но абсолютно утопичным, – считает эксперт. – Большая территория, миллионная армия проверяющих, да и сам привыкший к тотальному контролю менталитет населения вряд ли позволит радикально поменять систему административного регулирования в ближайшее время».

Источник – еженедельник «Профиль».

Поделиться