Лента новостей

19 марта 2025 г.
«Адвокатская мантия способствует равенству»
СМИ: Елена Авакян прошла «Адвокатский опрос»
12 марта 2025 г.
Государство выделит деньги на правовую помощь пенсионерам
СМИ: В Госдуме предложили юристам помогать пожилым людям бесплатно
10 марта 2025 г.
Вопиющий случай требует жестких мер
СМИ: Совет ФПА РФ поддержал наказание адвоката, получавшего назначения вне электронной очереди

Мнения

Екатерина Ухарева
21 марта 2025 г.
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Адвокаты выступили против фальсификации доказательств

4 июня 2020 г. 16:07

«Независимая газета»: По приказу Александра Бастрыкина жалобы на следствие можно и не рассматривать?


Предлагается ужесточить ответственность правоохранителей за должностные подлоги и фальсификацию доказательств. Сейчас такие преступления значатся в категории средней тяжести, за их совершение предусмотрены штрафы и условные сроки. Пока адвокаты собирают статистику подобных случаев. Кроме того, они возмущены приказом от 11 октября 2012 г. № 72 руководителя Следственного комитета (СК) РФ Александра Бастрыкина. Документ разрешает не рассматривать жалобу на действия следователя, если в ней не приведены прямые подтверждения его вины. Решать эту проблему необходимо в комплексе: изменение уголовно-процессуальных норм и гарантий вместе с ужесточением отношения судей к фактам нарушения закона, уверен советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн.

В докладе адвоката Максима Никонова «Фальсификация доказательств. Полицейские методы» говорится, что защитники нередко имеют дело, например, с протоколами о проведении следственного действия, которого в реальности не было, а также с подделанными показаниями потерпевших и обвиняемых и сомнительными заключениями экспертов. В судебных делах часто встречаются и показания вымышленных свидетелей, которых засекречивают, чтобы подлог не вскрылся.

Как говорится в докладе, за фальсификации по уголовным делам в прошлом году были осуждены 53 сотрудника правоохранительных органов, но реальные сроки получили только пятеро человек. Во многом потому, что сейчас такие преступления значатся в категории средней тяжести, что и позволяет прекращать их с назначением всего лишь штрафа. Максим Никонов предлагает сделать их тяжкими и увеличить по ним срок до шести лет. В докладе адвокат отметил и «лояльность» судов, которые закрывают глаза и на дублирование «показаний разных свидетелей из протокола в протокол», и на дописывание за допрашиваемых «нужных» следствию слов.

Член АП г. Москвы Татьяна Пашкевич, ранее работавшая следователем, подтвердила «НГ», что с каждым годом ситуация усугубляется. Об этом как раз и свидетельствуют немногочисленные возбужденные дела при наличии достаточно большого количества зарегистрированных заявлений о таких преступлениях. Она также считает, что наказание нужно ужесточать. Адвокат рассказала и о действующем приказе СК РФ № 72 от 2012 г., в котором есть пункт, позволяющий не регистрировать жалобы на должностных лиц этого ведомства, если эти бумаги «не содержат полных сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления и не требующих процессуальной проверки». То есть, возмутилась она, в этом приказе «фактически закрепили возможность отказывать в регистрации заявления и проведении проверки, если оно содержит в себе несогласия с теми или иными действиями должностного лица в ходе расследования». Это нарушает конституционное право граждан на доступ к правосудию, заявила Татьяна Пашкевич.

«Думаю, что в практике каждого адвоката, специализирующегося на защите по уголовным делам, случаи фальсификации встречались не единожды», – сказал советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн. «Слепое доверие судов к показаниям оперативных сотрудников и следователей, господствующий обвинительный уклон, особый порядок рассмотрения уголовных дел, число которых доходит до 70% в год» – это все потворствует фальсификациям, доказать которые адвокатам удается далеко не всегда. Например, сам он столкнулся с протоколом допроса неизвестного лица, который якобы являлся очевидцем преступления. «Впоследствии было установлено, что это лицо никогда не проходило в здание УВД, является гражданином иностранного государства и в указанный в протоколе день не находилось на территории РФ», – отметил Рубинштейн.

Решать эту проблему необходимо в комплексе: изменение уголовно-процессуальных норм и гарантий вместе с ужесточением отношения судей к фактам нарушения закона. «Помимо этого, следует прямо в УПК прописать разрешение защитникам проводить аудио- и видеозапись следственного действия. И, наконец, необходимо решить вопрос о примате достоверности и значимости доказательств, исследованных в суде, над доказательствами, полученными в ходе предварительного расследования. Об этом десятилетиями настаивают наука и практика ЕСПЧ», – подчеркнул Евгений Рубинштейн.

Источник – «Независимая газета».

Поделиться