Лента новостей
Следователи привыкли ограничивать подозреваемым свободу
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации
Адвокат объяснил, чем опасны переводы незнакомцам по номеру телефона
Мнения
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
Интервью
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
«Адвокаты ничем не хуже казаков»
Эксперты обсудили дополнительные гарантии независимости адвокатов
Сегодня члены президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, чиновники и адвокаты обсудили дополнительные гарантии их независимости: ответственность за вмешательство в адвокатскую деятельность, грядущие законопроекты, которые могут ее дополнительно усложнить, и острый вопрос денежной компенсации, который ставит многих российских адвокатов по их уровню дохода ниже, чем казаков.
Мероприятие прошло 10 марта в здании Администрации Президента, в рамках сорок третьего специального заседания Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на заявленную тему: «О дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей». Заседание началось со вступительного слова советника Президента РФ – председателя СПЧ Михаила Федотова. Он подчеркнул, что термин «служебные обязанности» не совсем корректен и сразу обозначил основную цель мероприятия – выработать конкретные предложения по укреплению независимости адвокатского сообщества, чтобы передать их непосредственно президенту. И оперативно внес свои предложения полезных нововведений: «В каждом суде должна быть комната адвокатов, ведь аналогичное помещение есть для прокуроров. У адвокатов должна быть возможность элементарно переодеться. Почему бы не ввести адвокатскую мантию? Мы говорим о состязательности процесса: у нас судья в мантии, прокурор в форме, а адвокат, часто, в чем придется. Это поспособствует и повышению престижа профессии».
Тамара Морщакова, председатель Постоянной комиссии по гражданскому участию в правовой реформе рассказала о грядущих изменениях нормативно-правовых актов: «СПЧ почти два года занимается этой тематикой, чтобы понять, соблюдается ли правоприменительной практикой законодательство об адвокатуре». Эксперт выделила два основных правовых блока, по которым совет разрабатывал изменения для конкретных актов. Первый из них касается изменений в Уголовно-процессуального и уголовного кодексов. Хотя в ст. 18 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» четко указан запрет на воспрепятствование осуществлению адвокатской деятельности, ответственность за нарушение данного положения нигде не установлена. По этой причине адвокат находится в неравном положении в сравнении со следователем или прокурором. Морщакова предложила решить этот вопрос следующим образом: «Необходимо внести изменение в статью 294 УК РФ, поменяв ее название на «Воспрепятствование осуществлению правосудия, производству предварительного расследования и адвокатской деятельности»". Установить в этой статье санкцию за вмешательство в адвокатскую работу в виде штрафа размером до 80 тысяч рублей, либо дохода осужденного за 6 месяцев, обязательных работ до 480 часов или ареста на 6 месяцев. Если данное преступление совершено с использованием служебного положения, то ответственность должна быть жестче – штраф от 100 до 300 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет».
Кроме того, Морщакова предложила внести изменения и в административное законодательство, дополнив Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) статьей 5.38.1 «Нарушение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре». Положения этой статьи должны предусмотреть ответственность за действия, направленные на нарушение адвокатской тайны, непринятие мер по обеспечению безопасности адвоката и членов его семьи, имущества профессионального защитника. Предполагаемые санкции за ее несоблюдение: штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей для граждан и от 30 до 50 тысяч для должностных лиц.
Содокладчик Тамары Морщаковой, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, сконцентрировался на более остром вопросе – вопросе денежной компенсации: «Владимир Путин просил обеспечить адвокату независимость не только процессуально, но и материально. В наше суровое время это особенно важно. У нас в стране свыше 70 процентов адвокатов живут благодаря 51 статье УПК («Обязательное участие защитника» – прим. ред.), перебиваясь с хлеба на воду. Российские адвокаты – это небогатый слой народа». Президент ФПА озвучил и конкретные цифры: "»Сегодня у нас адвокат по назначению от государства получает 550 рублей за один судодень. Для сравнения – переводчику положено по закону 700 рублей в час. Месяц назад стало известно, что судебный департамент нанял в Москве казаков для охраны районных судов. За этот сугубо «интеллектуальный» труд им полагается оплата в размере 200 рублей в час. Мы не можем больше терпеть такое отношение к адвокатскому сообществу, когда казак в сутки получает больше адвоката».
Второе, о чем сказал глава ФПА – это законопроект «об адвокатском запросе», поступивший в Госдуму в феврале: «Мы не без труда нашли компромиссный вариант, чтобы правительство направило нашу инициативу в Госдуму. Проект далек от совершенства, по этой причине я слышу недовольство от некоторых коллег, но, я повторюсь, что это был компромиссный вариант».
В конце своей речи Пилипенко затронул вопрос об адвокатской тайне: «КС в своем Постановлении провел идею о том, что отношения адвоката и доверителя могут носить преступный характер, такая формулировка не годится. Следователь может спокойно сослаться именно на эту причину в обоснование необходимости проведения обыска».
Решение КС целиком Пилипенко оценил позитивно. – Реально ли увеличить ставки адвокатам? – спросила Морщакова. – Мы должны не стесняться и сказать, что адвокаты ничем не хуже казаков. Необходимо установить оплату адвокатских услуг в размере 3 тысячи рублей за судодень – ответил Пилипенко.
По итогам заседания СПЧ до 20 марта подготовит итоговый вариант предложений по предоставлению адвокатам дополнительных гарантий независимости, который и попадет на стол к Владимиру Путину. Дальше же все будет целиком и полностью зависеть только от самого президента, который решит, какие законопроекты стоит внести в Госдуму на рассмотрение.
С полным текстом можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://pravo.ru/court_report/view/126882/