Лента новостей

21 января 2025 г.
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации
СМИ: ФПА РФ собирает статистику неправильной реакции на законные обращения
21 января 2025 г.
Адвокат объяснил, чем опасны переводы незнакомцам по номеру телефона
СМИ: власти Подмосковья выпустили предупреждение об уголовном преследовании
17 января 2025 г.
Предлагается смягчить правила наказания матерей за повторные преступления
СМИ: Суды смогут индивидуально подходить к каждому случаю и иногда сохранять отсрочку женщине, которая повторно оступилась

Мнения

Игорь Поляков
21 января 2025 г.
Учебник как основа юридических знаний любого адвоката
О пользе дополнительного изучения теории той отрасли права, в которой адвокат специализируется

Интервью

Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
28 декабря 2024 г.
Алексей Шаповал
Наука – путь к самосовершенствованию и возможность принести пользу обществу
Впервые в отечественной правовой науке юрист Алексей Шаповал защитил диссертацию междисциплинарного характера, где сформулировал общий перечень задач адвоката в любых неотложных следственных действиях

Адвокатура ставит вопрос о состязательности судебных экспертиз

9 января 2025 г. 12:21

СМИ: К заключениям специалистов со стороны защиты Фемида относится предвзято


До конца января среди адвокатов по всей стране проходит опрос об уровне компетентности тех, кто готовит экспертные заключения для судов. По итогам опроса вместе с аппаратом омбудсмена РФ адвокатура подготовит рекомендации по корректировке законодательства. В ФПА РФ сообщили, что один из вариантов – установление права защиты самой инициировать экспертизы. Сейчас выступающие от ее имени специалисты доверия у судей не вызывают.

Опрос адвокатов на тему о «компетентности эксперта при проведении судебных экспертиз в уголовном процессе» продолжится до 25 января. Сбором мнений занимаются аппараты Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты города Москвы и Московской области.

Таким образом они пытаются выяснить, разделяют ли в сообществе, например, мнение о том, что необходимо «закрепить понятие компетентности эксперта в процессуальном законодательстве». Ранее в аппарате омбудсмена РФ поясняли, что это серьезный правовой пробел: теоретически эксперт не может принимать участия в производстве по уголовному делу, если обнаружится его некомпетентность, однако определения «компетентности» нет.

С другой стороны, защита фактически не имеет возможности выдвигать своих экспертов, а суды, как правило, дезавуируют доказательственное значение подготовленных с ее стороны заключений специалистов. Юристы и правозащитники настаивают, что законы, регламентирующие проведение судебных экспертиз, надо менять хотя бы потому, что ныне действующие положения ведут к систематическому игнорированию принципов равенства сторон и состязательности процессов, то есть подрывают конституционное право каждого на судебную защиту.

С помощью опроса хотят, в частности, выяснить: сталкивались ли защитники со случаями привлечения неквалифицированных экспертов и специалистов, с нарушениями при назначении и проведении судебных экспертиз, несоблюдением научных методик? Предполагается также выявить, насколько часто все вышеперечисленное становилось причиной для признания доказательств недопустимыми. Ставится и вопрос о том, должны ли «осуществленные некомпетентным и/или не имеющим специального образования лицом судебные экспертизы или показания специалиста признаваться заведомо ложными»? А поручение производства судебной экспертизы таким некомпетентным лицам при наличии соответствующих последствий – халатностью должностных лиц?

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян подтвердил, что проводимый опрос фиксирует стойкую проблему неравенства стороны защиты и обвинения при назначении и производстве судебных экспертиз. И констатирует, что, к сожалению, из судебно-следственной практики фактически вытеснены заключения специалистов, предоставленные защитой, как части доказательной базы. «Данные, полученные при анкетировании, могут быть полезны для внесения законодательных инициатив с целью усиления процессуальных возможностей слабейшей стороны и одновременно повышения компетентности экспертов, проводящих экспертизы», – пояснил Нвер Гаспарян. По его мнению, есть два пути для выхода из сложившейся ситуации. Первый – это предоставить право защитнику, как и следователю, назначать судебные экспертизы. Второй – это придать большую силу заключениям специалистов, то есть реанимировать их в качестве доказательств, с помощью которых защите можно будет оспаривать экспертизы, полученные следователями.

Источник – «Независимая газета».

Поделиться